Этот дом на пересечении Тверского бульвара и Тверской улицы известен своим интригующим названием: «Дом под юбкой». Вероятно, сегодня об этом названии мало кто помнит. Ничем, кроме возвышающейся на углу ротонды, этот дом не выделяется — привычный любому живущему в Москве сталинский ампир. Так почему «под юбкой»?
Все дело в утраченной скульптуре. Дом был построен в первой половине 1940-х годов по проекту архитектора Аркадия Мордвинова. Ему же принадлежат проекты домов на Фрунзенской набережной, Ленинском проспекте, Тверской и высотка на Кутузовском (сегодня – гостиница "Украина").
До конца 1950-х годов ротонду дома украшала женская фигура с серпом и молотом, одетая в легкое развевающееся платье.
Автор этой скульптуры — еще одна знаменитость: Георгий Мотовилов. Он украсил рельефами многие станции Московского метрополитена — "Проспект мира", "Новокузнецкую", "Смоленскую", "Парк культуры" и другие. К слову, в этом же самом доме с 1947 года жил и работал знаменитый учитель Мотовилова — скульптор Сергей Конёнков.
Есть мнение, что моделью для женского скульптурного образа, украшавшего башенку-ротонду дома, послужила Ольга Лепешинская, прима-балерина Большого театра.
Как бы то ни было, в городской фольклор вошло не только название дома и отождествление скульптуры со звездой советского балета 1940-х. Появилась шутка, что бронзовый поэт, перенесенный сюда в 1950 году, невольно кокетничает с изящной каменной особой. Действительно, скульптуры, перекликаясь, оживляли ансамбль площади.
После таинственного исчезновения «балерины» в 1958 году памятник Пушкину стал смотреться хоть и по-прежнему монументально, но немного сиротливо.
Да и сама Тверская тогда, в конце 1950-х, лишилась своей изящной доминанты, в перспективе улицы взвивающейся под самые облака.
Последние несколько лет москвоведы выступают с предложением вернуть женскую фигуру на здание. Правда, учитывая современную застройку, изменившееся настроение и стилистику городской среды, сложно представить, как бы она смотрелась теперь. Что думаете вы?