В XIX веке женщины несколько десятилетий боролись за свое право на полноценное образование. Над ними насмехались, некоторых даже оскорбляли, но девушки продолжали приходить на университетские лекции как вольнослушательницы. А когда присутствовать там запретили — ездили учиться за границу. «Культура.РФ» рассказывает, как в стране появились первые высшие женские курсы, которые приравняли к университету.
Об этих студентках много говорили в обществе: часть интеллигенции их поддерживала, считала передовыми и отвергала разделение знаний по половому признаку. Но большинство резко высказывались против полноценного образования для женщин. Противники заявляли, что университет вместо храма науки превращается в выставку «декольтированных фей». Государственный деятель Петр Цитович считал, что науки развращают их ум и сердце, негодовал по поводу внешнего вида вольнослушательниц: «Мужская шапка, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня, — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру — подлинная дочь Каина».
«Женский вопрос» начали активно обсуждать в правительстве. По запросу министерства народного просвещения провели голосование. Большая часть советов в университетах высказалась против того, чтобы допускать женщин к занятиям. Летом 1863 года утвердили новые уставы и правила, которые запрещали слушать лекции посторонним лицам.
Тогда русские женщины, которые хотели продолжить обучение, решили ехать за границу. Особенно популярен был университет Цюриха, где женщин пускали на лекции еще с 1840-х годов. Первой слушательницей из России, которая окончила это заведение с дипломом доктора медицины, стала Надежда Суслова — сестра возлюбленной Федора Достоевского Аполлинарии Сусловой. Ее успех вдохновил соотечественниц. С 1864 по 1872 год там учились 54 женщины из России, а по другим данным, их было даже больше сотни.
В то время Швейцария была центром русской революционной эмиграции. Женщины, которые приезжали учиться, смогли также ходить на диспуты и кружки, слушать выступления революционно настроенных политических лидеров и читать запрещенную в царской России литературу. Они познакомились с идеями марксизма и женской эмансипации.
В 1872 году появились Московские высшие женские курсы и Высшие женские медицинские курсы. А несколько лет спустя в Санкт-Петербурге открыли самое знаменитое заведение, где могли учиться девушки.
Автор: Инна Докучаева