"Вехи" пока идут тяжело, однако писать о чём-то нужно. Так что в этот раз поговорим об кознях дьявола или просто – компьютерных играх.
Недавно вышла The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Я пару лет с нетерпением ждал эту игру. Её предшественница, Breath of the Wild в своё время заново пробудила во мне искреннюю любовь к компьютерным играм, которую я, как мне тогда казалось, упустил. Мне доводилось играть в олдскульные части этой серии, вышедшие на NES, SNES и разных вариациях геймбоя, и я получал от них удовольствие, как любитель старого японского гейм-дева. Мне также удалось поиграть в ремастеры легендарных Ocarina of Time и Majora’s Mask для Nintendo 3DS. Но именно ботва по-настоящему меня поразила своей свободой, вариативностью, атмосферой и ощущением настоящего долгого путешествия, будто бы сошедшего со страниц классического фэнтези. Я могу много нахваливать недавно вышедшую Tears of the Kingdom и встать в один ряд с теми, кто возводит эту игру на пьедестал. Но, во-первых, я навряд ли скажу что-то новое, во-вторых, я всё это уже сказал буквально всем людям, которые со мной хоть как-то взаимодействуют, ну а в-третьих, я никак не смогу быть объективным, поэтому то, что получится из сплошного захваливания не принесёт никакой пользы кому бы то ни было.
О чём мне хотелось бы поговорить, так это о том, как так получилось, что буквально вся остальная видеоигровая индустрия никак не вызывает у меня таких эмоций, как Спасение Хайрула от очередного злодея на букву Г в открытом мире 1,5 .
Я ни в коем случае не буду говорить, что геймдев умирает. Это довольно частый тезис, который встречается у людей с детства погружённых в эту тематику. Для них был золотой век, когда игры были краше, а геймплей сочнее. На самом деле, это очевидный синдром утёнка, которым грешат все старошкольники. Мне это тоже свойственно, но я стараюсь отдавать себе отчёт. У меня нет цели втолковать большинству, почему игры, в которые они играют – какие-то неправильные, а я, в отличие от них, знаю, где зарыты настоящие сокровища. Здесь вы услышите только нытьё потерявшегося геймера и не более того.
Начнём с того, что моё знакомство с компьютерными играми началось с самых юных лет. С тех пор, когда мой отец и старшая сестра, позволяли мне нажимать на кнопки, пока они играли в третьих героев, коммандос, эпоху империй и иже с ними. Те игры, которые мне запомнились с того момента имеют статус культовых и обзавелись продолжениями разного уровня качества. Для меня же они – лишь воспоминания. Со временем я поиграл в каждую из них в более сознательном возрасте и понял, почему они стали культовыми, но не стал их считать таковыми для себя.
Перые игры, которые я лично прошёл от корки до корки своими руками – это множество игр по мотивам мультфильмов от Dreamworks. Должен сказать, что они не так уж и плохи, если посмотреть на них ретроспективно, может напишу про них отдельную статью в будущем
.К серьёзному геймдеву я прикоснулся, когда наступил 2010 год. Сарафанное радио начало работать среди моих сверстников, а ещё я овладел секретным запрещённым искусством по установке игр из интернета без каких-либо денежных затрат и необходимости просить деньги у родителей. В 2009 году вышли игры, о которых я по сей день вспоминаю, как о своём персональном золотом веке и поиграть в них я смог именно в 2010. Тогда я наконец-то прочувствовал всю красоту этого культурного феномена. Может быть, мне мало что было понятно, но я уже чувствовал творческую свободу, которая тогда ещё оставалась у разработчиков. Мне открылись яркие миры, где я мог делать всё, что угодно. Игры поглотили меня с головой, а я был и не против. Именно игры, которые выходили тогда, стали основой для моих видеоигровых предпочтений.
А в 2011 вышел Скайрим. Сейчас я не назову себя большим фанатом данной игры и древних свитков, как серии в целом. Но Скайрим – это точно одна из игр, в которых я провёл наибольшее количество времени. Это одна из тех игр, где ты мог почувствовать свободу и ощущать себя жителем того мира, который создали разработчики. Просто гулять по Скайриму было для меня удовольствием, и я до сих пор возвращаюсь в эту легендарную игру, хотя и всё больше подмечаю все те огрехи, которые в нём есть, потому что уже много во что успел поиграть.
В тот же год вышел Майнкрафт. Про эту игру и её комьюнити было высказано много негатива несколько лет назад. Майнкрафт лез изо всех щелей в разных воплощениях, что многих раздражало. Я же всегда считал, что майнкрафт – одна из лучших игр, которые когда-либо выходили. И пока я играл в новую часть Зельды, мне то и дело вспоминался Майнкрафт. А если конкретнее, то чувство свободы, которое он мне дарил и дарит до сих пор.
Похоже то, чего мне не хватает в современных играх – это свобода. Вернее даже будет сказать "чувство свободы". Я не говорю о возможности делать, что хочешь, и идти, куда хочешь, ведь многие современные игры нам это предлагают. Речь идёт о едва уловимой совокупности художественных приёмов и геймплейных механик, которые погружают тебя во внутриигровой мир и создают чувство жизни в нём, а также дают ощущение той самой свободы. Это талантливо написанная музыка, визуал, всевозможные механики и специфичное построение игрового мира. Скорее всего, в геймдеве у этого есть своё название, и, чтобы в этом разобраться, нужно изучить соответствующую литературу, но пока я всё же назову это "свободой". И это именно та характеристика, которая в современных играх чувствуется не так сильно. Хотя сами игры стали больше, красивее и дороже, а также в них стало можно делать больше вещей, но свобода, о которой я говорю, в них не ощущается.
В дальнейших статьях о видеоиграх, я постараюсь разобрать, что именно представляет из себя столь желанная мной «свобода».