Найти тему
Bittelstein

"Свобода" в компьютерных играх

"Вехи" пока идут тяжело, однако писать о чём-то нужно. Так что в этот раз поговорим об кознях дьявола или просто – компьютерных играх.
Недавно вышла
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Я пару лет с нетерпением ждал эту игру. Её предшественница, Breath of the Wild в своё время заново пробудила во мне искреннюю любовь к компьютерным играм, которую я, как мне тогда казалось, упустил. Мне доводилось играть в олдскульные части этой серии, вышедшие на NES, SNES и разных вариациях геймбоя, и я получал от них удовольствие, как любитель старого японского гейм-дева. Мне также удалось поиграть в ремастеры легендарных Ocarina of Time и Majora’s Mask для Nintendo 3DS. Но именно ботва по-настоящему меня поразила своей свободой, вариативностью, атмосферой и ощущением настоящего долгого путешествия, будто бы сошедшего со страниц классического фэнтези. Я могу много нахваливать недавно вышедшую Tears of the Kingdom и встать в один ряд с теми, кто возводит эту игру на пьедестал. Но, во-первых, я навряд ли скажу что-то новое, во-вторых, я всё это уже сказал буквально всем людям, которые со мной хоть как-то взаимодействуют, ну а в-третьих, я никак не смогу быть объективным, поэтому то, что получится из сплошного захваливания не принесёт никакой пользы кому бы то ни было.

Ботва
Ботва
Тёрка
Тёрка

О чём мне хотелось бы поговорить, так это о том, как так получилось, что буквально вся остальная видеоигровая индустрия никак не вызывает у меня таких эмоций, как Спасение Хайрула от очередного злодея на букву Г в открытом мире 1,5 .

Я ни в коем случае не буду говорить, что геймдев умирает. Это довольно частый тезис, который встречается у людей с детства погружённых в эту тематику. Для них был золотой век, когда игры были краше, а геймплей сочнее. На самом деле, это очевидный синдром утёнка, которым грешат все старошкольники. Мне это тоже свойственно, но я стараюсь отдавать себе отчёт. У меня нет цели втолковать большинству, почему игры, в которые они играют – какие-то неправильные, а я, в отличие от них, знаю, где зарыты настоящие сокровища. Здесь вы услышите только нытьё потерявшегося геймера и не более того.

Начнём с того, что моё знакомство с компьютерными играми началось с самых юных лет. С тех пор, когда мой отец и старшая сестра, позволяли мне нажимать на кнопки, пока они играли в третьих героев, коммандос, эпоху империй и иже с ними. Те игры, которые мне запомнились с того момента имеют статус культовых и обзавелись продолжениями разного уровня качества. Для меня же они – лишь воспоминания. Со временем я поиграл в каждую из них в более сознательном возрасте и понял, почему они стали культовыми, но не стал их считать таковыми для себя.
Перые игры, которые я лично прошёл от корки до корки своими руками – это множество игр по мотивам мультфильмов от Dreamworks. Должен сказать, что они не так уж и плохи, если посмотреть на них ретроспективно, может напишу про них отдельную статью в будущем

В ней я провёл больше всего времени. А теперь я разлюбил даже мультфильм, по которому она была сделана
В ней я провёл больше всего времени. А теперь я разлюбил даже мультфильм, по которому она была сделана

.К серьёзному геймдеву я прикоснулся, когда наступил 2010 год. Сарафанное радио начало работать среди моих сверстников, а ещё я овладел секретным запрещённым искусством по установке игр из интернета без каких-либо денежных затрат и необходимости просить деньги у родителей. В 2009 году вышли игры, о которых я по сей день вспоминаю, как о своём персональном золотом веке и поиграть в них я смог именно в 2010. Тогда я наконец-то прочувствовал всю красоту этого культурного феномена. Может быть, мне мало что было понятно, но я уже чувствовал творческую свободу, которая тогда ещё оставалась у разработчиков. Мне открылись яркие миры, где я мог делать всё, что угодно. Игры поглотили меня с головой, а я был и не против. Именно игры, которые выходили тогда, стали основой для моих видеоигровых предпочтений.

Как оказалось, не лучшая работа от биоваров даже на тот момент, но определённо моя любимая. Ни одна детская психика не пострадала.
Как оказалось, не лучшая работа от биоваров даже на тот момент, но определённо моя любимая. Ни одна детская психика не пострадала.
Интереснейшая штука, как и её предшественница.
Интереснейшая штука, как и её предшественница.

А в 2011 вышел Скайрим. Сейчас я не назову себя большим фанатом данной игры и древних свитков, как серии в целом. Но Скайрим – это точно одна из игр, в которых я провёл наибольшее количество времени. Это одна из тех игр, где ты мог почувствовать свободу и ощущать себя жителем того мира, который создали разработчики. Просто гулять по Скайриму было для меня удовольствием, и я до сих пор возвращаюсь в эту легендарную игру, хотя и всё больше подмечаю все те огрехи, которые в нём есть, потому что уже много во что успел поиграть.

В тот же год вышел Майнкрафт. Про эту игру и её комьюнити было высказано много негатива несколько лет назад. Майнкрафт лез изо всех щелей в разных воплощениях, что многих раздражало. Я же всегда считал, что майнкрафт – одна из лучших игр, которые когда-либо выходили. И пока я играл в новую часть Зельды, мне то и дело вспоминался Майнкрафт. А если конкретнее, то чувство свободы, которое он мне дарил и дарит до сих пор.

А описание точно нужно?
А описание точно нужно?
Вопрос тот же
Вопрос тот же


Похоже то, чего мне не хватает в современных играх – это свобода. Вернее даже будет сказать "чувство свободы". Я не говорю о возможности делать, что хочешь, и идти, куда хочешь, ведь многие современные игры нам это предлагают. Речь идёт о едва уловимой совокупности художественных приёмов и геймплейных механик, которые погружают тебя во внутриигровой мир и создают чувство жизни в нём, а также дают ощущение той самой свободы. Это талантливо написанная музыка, визуал, всевозможные механики и специфичное построение игрового мира. Скорее всего, в геймдеве у этого есть своё название, и, чтобы в этом разобраться, нужно изучить соответствующую литературу, но пока я всё же назову это "свободой". И это именно та характеристика, которая в современных играх чувствуется не так сильно. Хотя сами игры стали больше, красивее и дороже, а также в них стало можно делать больше вещей, но свобода, о которой я говорю, в них не ощущается.
В дальнейших статьях о видеоиграх, я постараюсь разобрать, что именно представляет из себя столь желанная мной «свобода».

Свобода
Свобода