Влюблялась Аня и до встречи со своим принцем. Но все ее романтические кейсы были неудачными. Как-то она запала на инструктора по вождению, человека, который делал у нее ремонт, гаишника, оштрафовавшего ее за превышение скорости, массажиста, поправлявшего ей спину. Даже оказавшись на необитаемом острове, Анна выточила бы себе мужчину из пальмы и влюбилась бы в него.
Сова в поисках пеликана
Но вся эта карусель откружила до Влада. Они познакомились на одном из бизнес-форумов. Обаятельный, умный, интеллигентный. С чувством юмора. Прекрасный вариант для семейной жизни и отдыха на море. Подруга Оля говорила, что он – настоящий бриллиант в Аниной коллекции. И все было чудесно. До того дня, когда принц не сообщил, что ему нужен перерыв. Пауза. Это было сказано мягко и деликатно, дескать, она ему дорога и все такое, но Владу нужно время, чтобы побыть одному и подумать.
Аня была влюбчива, но не глупа. Она поняла: Влад выбрал такой изящный способ сказать ей «прощай». Аня понимала, что нужно быть гордой, холодной и самодостаточной. Просто сделать вид как будто ей наплевать. Но через полчаса ей захотелось ехать к нему и умолять вернуться. Найти у этого кактуса глаза, посмотреть в них и спросить: «Какого хрена?»
Она долго плакала. Почти час. А потом решила: все, больше никаких чувств. Она будет холодной и бесчувственной. Станет больше работать, ходить в тренажерный зал, бегать по утрам. Уверует в йогу, лечебное голодание, последующие перерождения. Только в ловушку под названием «любовь» она больше не попадется. Ведь любовь -- такой же миф, как существование времени или угроза перенаселения Земли.
Приняв такое решение, Аня пораньше улизнула с работы, пошла в сквер и уселась на лавочку. Вокруг бегали дети и собачки. А под облаками кружили чайки. Парень, держа на плече большую испуганную сову, предлагал прохожим сфотографироваться с ней.
- Бедная птица, -- произнес мужчина, присевший на другой край скамейки. – Надо отпустить сову на волю. Может, найдет себе какого-нибудь пеликана.
- Смешно, -- заметила Аня. – Вы из общества защиты животных?
- Нет. Просто вы грустная, вот и захотелось вас маленько развеселить.
Мужчина был совершенно обычный. Не молодой, не холеный, без ямки на подбородке и стальных бицепсов размером с небольшую дыньку. Волос, как говорится, на одну драку. В общем, совершенно не ее типаж. Среднестатистический человек 50 плюс. Но она явно где-то его уже видела.
- А я вас вроде где-то встречала, -- неуверенно сказала она.
- Конечно, я – местная знаменитость, -- не без гордости заявил мужчина. – Рисую портреты, уличные сценки.
- Вы – художник? Никогда бы не подумала.
- А что, художники выглядят как-то по-особенному?
- Ну, не знаю… Задумчивость во взоре, борода, трубка.
- Бороду отрастить – раз плюнуть. А вот с трубкой и задумчивостью сложнее. Интересно, а на кого я похож?
- На водителя автобуса.
Мужчина рассмеялся.
- Почти угадали! Когда-то был дальнобойщиком. Ездил по стране. Но потом решил посвятить себя творчеству. Хотите, вас нарисую?
- Только не сегодня, -- небрежно сказала она, поехидничав про себя над этим его «посвятить себя творчеству». Ездил мужик на фуре, а потом решил двинуть в Ван Гоги.
- Приходите завтра, я здесь вечерами часто бываю, -- продолжал художник. – Сделаю ваш портрет бесплатно, чисто из любви к искусству.
- Заманчивое предложение, но вряд ли. Много дел, знаете ли.
Это означало, что Аня не намерена тратить время на бесполезное общение.
Но дня через два она вновь оказалась в сквере и увидела нового знакомого издалека. Тот оживленно говорил о чем-то с хорошенькой девушкой. Модель сидела напротив, а художник набрасывал ее портрет, смеялся и размахивал свободной рукой. Аня решила понаблюдать за процессом. Закончив работу и вручив портрет довольной девчушке, мужчина взглянул на Аню и кивнул ей.
- А я все гадал: придете вы или нет?
- Вы со всеми своими моделями так мило заигрываете? – поинтересовалась она, когда художник освободился.
- Только с красивыми. Садитесь, я вас набросаю. Сейчас хорошее освещение.
И она решила рискнуть. Аню еще никто никогда не рисовал, за исключением знакомого сюрреалиста, который изобразил ее с разными глазами, огромной головой и трехметровой шеей. Пристально оглядев ее, он что-то быстро стал накидывать на бумаге. Но минут через десять резко скомкал лист, на котором делал набросок.
- Что вы делаете? – всполошилась Аня.
- Не получилось, -- отрезал он. – Мне хочется передать вас, ваш характер, ваш мир, но вы как будто ускользаете. У вас такое лицо…
- А какое у меня лицо? Девушку-то вы махом нарисовали.
- Быть может это от того, что вас мне хотелось написать идеально. Теперь вот не смогу уснуть, буду ломать голову над вашим портретом.
- Теперь я чувствую себя виноватой.
- Нет, это мой косяк. И поэтому с меня несколько ваших портретов. Приходите как-нибудь, буду вас ждать.
Как ни странно, с того дня ноги сами вели ее в этот сквер. Она и сама не знала почему.
Художника звали Игорь. Он был общительным и в то же время закрытым. Про себя почти не рассказывал: есть ли у него жена, дети, другая работа. Они болтали о каких-то незначительных вещах. Да и кому нужны основные подробности? Они у всех одни и те же. А детали – у всех разные. Этим они и ценны.
При всей своей внешней обычности Игорь был таким обаятельным, что легко мог дать фору любому красавцу. К Ане он относился по-дружески тепло. Написал целую галерею ее портретов: грустную Аню, задумчивую, отстраненную, хохочущую. А когда к нему подходили многочисленные друзья и знакомые (художники, музыканты, подростки, пенсионеры), он представлял ее просто: «Анна, лучшая девушка Иркутска».
Художник никогда не говорил Ане о своих чувствах, считая, видимо, это недостойным мужчины. Но когда она появлялась, расправлял плечи и молодел. В нем словно включалась некая потайная лампочка.
Эти вечера в сквере стали для нее чем-то вроде каникул, маленького приключения, сериала, продолжения которого она ждала с нетерпением.
Встреча в ресторане
- Не хочешь сходить в ресторан на одно мероприятие? – предложила Ольга. -- Кажется, «Без бокала нет Шагала» или что-то в этом роде. Там пьют, едят и рисуют.
- Рисовать не умею, а от выпивки бы не отказалась.
И вот на подступах к ресторану, где должен был состоятся вечер, Аня столкнулась с Игорем.
- Это судьба, -- бросилась она к нему. – Пойдем со мной на тусовку?
- Я не одет, -- смутился Игорь. – Там же, наверно, все будут в костюмах…
- Да ладно, ты и так хорош, -- сказала Аня и увлекла его с собой.
Ольга, сидевшая за столиком, помахала ей рукой, но, увидев Аниного спутника, напряглась.
- Это кто? – шепнула Ольга ей на ухо.
- Мой знакомый художник. А что?
- Да так, -- ответила подруга, недовольно оттопырив губу. Эта губа выражала все оттенки возможных Олиных мыслей и чувств: от «на нем ужасный свитер» до «я тебя сейчас задушу!».
Дело в том, что Оля была очень рациональна. И неожиданности, вроде неформатного художника, ее раздражали.
На фоне светского бомонда Игорь, и правда, немного потускнел. Аня, считавшая себя эстеткой, почувствовала неловкость. За старый джемпер Игоря, за его неухоженные руки, за пятно краски на его джинсах. В своем скверике он был королем, а тут казался странным и неуместным.
- Девушки, что будете пить? – спросил Игорь, но Ольга холодно молчала.
- Оля с незнакомцами не разговаривает, -- вмешалась Аня. – Ну, значит, знакомлю: это Игорь, главный художник Иркутска, а это Ольга, потенциальная модель и муза.
- Очень приятно, -- сказала Оля. – А вы где с Аней познакомились?
- На улице, -- ответил Игорь. – Я здесь недалеко, в сквере рисую. Там и встретились.
Тут-то Аня и увидела Влада, который вошел в зал и двинулся к одному из столиков.
- Вот черт! – вырвалось у нее.
На миг ей показалось, что кто-то ударил ее в живот. Или она вдруг оказалась под водой без кислорода.
- Что стряслось? – спросил у нее Игорь.
- Ничего, -- ответила Аня и прошипела ему в ухо: – Приобними меня!
И в то мгновение, когда рука Игоря легла ей на талию, Влад подошел к их столику и натянуто произнес:
- Добрый вечер. Аня, можно тебя на минутку?
Всем своим видом демонстрируя невозмутимость, Аня вышла с Владом в холл.
- Ну и что ты хотел?
- Хотел сказать, что был дураком. Вел себя ужасно. За это время я понял, что очень скучаю по тебе.
- А я не скучаю, как видишь, -- ответила она. – Веселюсь, развлекаюсь, рисую, пью и у меня все прекрасно.
- Понимаю, ты обижена, -- тут ей показалось, что Влад говорит словами героя какого-то фильма, -- но, может, нам стоит посидеть где-нибудь и все обсудить? И, кстати, кто этот дед, который так нахально лапал тебя?
- Никакой он не дед. Это мой знакомый художник.
- Твой знакомый художник, -- задумчиво повторил Влад. – Ну, ладно, неважно. Как насчет четверга? В «Бродвее»?
После этого разговора ей захотелось остаться одной и обо всем подумать. Еще недели две назад она мечтала о том, чтобы Влад вернулся к ней и сказал то, что сейчас и сказал. Но она ничего не чувствовала. Ни триумфа, ни радости.
Принц и нищий
- Сделаем разбор полетов, -- начала Ольга, шелестя в трубке конфетной оберткой. К жизни подруги она относилась обстоятельно. – Итак, Влад. Шикарный, умный, перспективный. Вы с ним -- прекрасная пара. Да, мальчик испугался своих чувств, испугался серьезных отношений, но теперь он одумался. Ты должна дать ему шанс. Еще сильнее влюбить. В общем, надо его дожать.
- Не уверена, что мне это интересно.
- Ты с ума сошла? Аня, очнись. Сколько тебе лет? Уже не восемнадцать. Ты должна думать о семье, детях. Влад – хороший кандидат. Ответственный, состоятельный. Он обеспечит тебе комфортную жизнь.
- Ладно, не начинай. А что ты думаешь про Игоря?
- Ну что Игорь. Харизматичный, веселый, полон мужской энергетики. Я и сама в него слегка влюбилась. Но он тебе не подходит. Во-первых, ему лет так под шестьдесят, хотя он и хорошо сохранился. Во-вторых, такие мужики не умеют поддерживать долгие отношения. Уверена, что ни с одной из своих баб (а их у него было множество, уж поверь!) он не прожил дольше полугода. Такие, как Игорь не умеют глубоко любить, не созданы для совместной жизни. Это мужчина для всех и никого.
- Мы с ним просто друзья.
- Друзья? – насмешливо переспросила Оля. – Видела я, как ты на него смотришь. А когда ты свалила из ресторана, он, бедненький, загрустил. Никакая это не дружба, а чистая химия. Но он – нищий художник. А ты -- принцесса, которая хочет обеспеченной жизни и нормального брака.
На крыше
- Хочу показать тебе одно место, -- сказал Игорь, шагая в сторону центральной улицы. – У тебя есть полчаса?
- А что за место? Куда ты меня тащишь?
- Тайное. Ты не должна никому о нем рассказывать.
Они зашли в старое здание, жилой дом в самом центре. Поднялись на последний этаж, потом по лесенке проникли на чердак, а оттуда – на крышу. Под ними переливался огнями вечерний город. Темные верхушки тополей медленно покачивались. Мигая красными точками, почти касаясь крыш, плыл куда-то самолет.
- Какая красота! – воскликнула Аня.
- Я прихожу сюда, когда хочу побыть один или когда мне грустно. Тут хорошо думается.
- Тебе разве бывает грустно? – удивилась она.
- Ну я же человек.
- Никогда не видела тебя ни мрачным, ни злым, ни печальным.
- Порой мне кажется, что я профукал свою жизнь. Ни тебе выставок, ни мастерской, ни регалий. Я неудачник. Слышала такую песенку: «или супергерой, или вечно больной неудачник».
- Для меня ты – супергерой.
- Да нет, неудачник. Немолодой, неуспешный, небогатый. Все с частицей «не». И характер у меня такой же черный, как это небо.
- Характер у тебя не черный, но ты очень закрытый. Как разведчик.
- Просто не люблю раскрывать сердце. Зачем? Художник раскрывает свои чувства в работах… Хочешь знать, когда я тебя впервые увидел?
- Когда я сидела на скамейке с мороженым.
- Нет, раньше. Ты прогуливалась по скверу с мужчиной. И я подумал, что хочу тебя написать. А потом, через несколько недель подсел к тебе на скамейку.
- Ты ко многим так пристаешь, признайся? Вокруг же столько красивых девушек.
- Да нет. Красивыми я просто любуюсь. Как художник. Цепляет в женщине что-то другое.
- Что?
- Иногда смотришь на девушку – вроде красивая, но понимаешь, что это только обертка, и под ней ничего нет. А некоторые, пусть и не такие эффектные, словно светятся изнутри.
- Я не считаю себя эффектной или красивой. А хотелось бы такой быть.
- Ты красивая. И светящаяся.
- Хороший сегодня вечер.
- Лучший из вечеров.
Разговор в дамской комнате
Влад волновался. Почему она так долго пудрит носик? Вот они, женщины. Говорят, «я на пять минут, попудрю носик». На деле же все растягивается на полчаса, как будто это не нос, а хобот.
Аня тем временем стояла у зеркала и разговаривала сама с собой.
- Ты же хотела этого, так? Мечтала о принце. И вот он, явился. С кольцом и букетом. Предлагает руку, сердце, и так, по мелочи – путешествия, трехкомнатную квартиру с видом на реку. Прямо какой-то голливудский штамп, а не предложение.
- Девушка, вы с кем там говорите? – раздался голос из кабинки.
- Да сама с собой, -- ответила Аня. – Я и не знала, что здесь кто-то есть.
- А я тут просто заслушалась, -- продолжал голос. – Хотите знать мое мнение?
- Даже если не захочу, вы же все равно его выскажете?
- Конечно. Мне ведь пришлось целых пять минут слушать ваш нудный монолог. Так вот. Не разбрасывайтесь принцами. Хватайте его тепленьким со всем тем, что у него есть. С рукой, сердцем, машиной, квартирой и что он там еще наскреб. Если откажетесь от него, лет через десять оглянитесь и поймете: вы старая, толстая, одинокая и никому не нужная тетка.
- Ну толстой я не стану. Но, в целом, вы правы. Просто боюсь.
- Да чего боитесь-то? – голос из кабинки стал насмешливым.
- А вдруг я не стану счастливой даже в этой новой счастливой жизни?
- Надо не думать. Разрешите себе стать счастливой.
Аня вышла из уборной и торжественно села напротив Влада. Он напрягся, чувствуя себя почти как Нобелевский лауреат в ожидании премии.
- Знаешь, я подумала и решила. Давай рискнем. Хотя это и страшно. Но я хочу быть твоей женой.
Сквер из другой реальности
В тот вечер она пришла в сквер и как обычно села на скамейку. Игорь работал, кого-то рисовал. А она подумала, что внезапно все стало по-другому… Холодно и неуютно. Лето заканчивалось. Осенью начнется другая жизнь. И она больше не придет в этот скверик. Каникулы закончились. Сериал подошел к концу.
- Привет! – сказал он. – Что такая тихая сегодня?
- Я хотела сказать. В общем, спасибо тебе за это лето. Ты мне подарил много радости.
- Ты уезжаешь, что ли?
- Нет, но, наверное, я больше не смогу сюда приходить. Выхожу замуж. Вот.
- Ух ты, поздравляю! Нет, правда, я рад! Ты счастлива?
- Я счастлива, да.
- А я счастлив, что ты счастлива. И… если что, ты знаешь где меня найти.
Игорь натянуто засмеялся и обнял ее. От него пахло ветром, травой и рекой. На мгновение ей показалось, что это и есть счастье. На мгновение ей захотелось попросить его не разжимать рук. Но она тут же вспомнила: она уже в другой реальности. Она идет дальше. Не оглядываясь. Позади нет ничего. Ничего такого, о чем стоило бы грустить.
Больше она художника не видела. И только иногда в памяти или во сне перед ней всплывал этот сквер, скамейка, темно-синее небо с месяцем и звездой. И мужчина, который делает наброски на бумаге. Это все осталось где-то в другом измерении. В том мире, куда дверь для нее закрылась. Там были другие смыслы, другие радости. Другая любовь.