Найти тему

Комментарий ко 2-й молитве ко Святому Причащению

Оглавление

Церковнославянский текст молитвы «Господи Боже мой» всем нам известен. Это вторая молитва последования ко Святому Причащению, которую мы каждый раз читаем перед приобщением Тела и Крови Христовой. Ее следует заранее прочитать дома, а благодарственные молитвы необходимо выслушать в храме по окончании службы либо прочесть самому по возвращении домой.

Источник: blogger.googleusercontent.com
Источник: blogger.googleusercontent.com

Приведем текст данной молитвы на русском языке: Господи Боже мой, знаю, что не стою я того и не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, в дом души моей, потому что он весь пуст и обрушился, и нет во мне достойного места, где бы Тебе главу приклонить. Но как Ты ради нас уничижил Себя Самого, сойдя с высоты, снизойди и ныне до ничтожества моего. И как Ты соблаговолил возлечь в пещере в яслях бессловесных животных, так благоволи войти и в ясли неразумной души моей и в оскверненное тело мое. И как Ты не отказался войти и вкусить вечерю с грешниками в доме Симона прокаженного, так соблаговоли войти и в дом смиренной души моей, прокаженной и грешной. И как Ты не отверг подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикасавшуюся к Тебе, так сжалься и надо мною грешным, приходящим и касающимся Тебя. И как Ты не погнушался скверных и преступных уст ее, целовавших Тебя, так не гнушайся ни еще более скверных и преступных, чем у нее уст моих, ни мерзких и нечистых губ моих, ни гнусного и сквернейшего языка моего. Но да будет мне горящий уголь всесвятого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови в освящение, и просвещение, и укрепление смиренной моей души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого диавольского воздействия, к устранению и обузданию злых и порочных привычек моих, к умерщвлению страстей, к соблюдению заповедей Твоих, к приумножению божественной Твоей благодати и Царства Твоего приобретению. Ведь я не с небрежением прихожу к Тебе, Христе Боже, но с дерзновенным упованием на неизреченную благость Твою, и для того, чтобы не оказаться мне похищенным духовным волком, если я далеко уклонюсь от общения с Тобой. Поэтому молю Тебя: как единый Святой, освяти, Владыка, мою душу и тело, ум и сердце, и внутренние чувства, и всего меня обнови, и укорени страх пред Тобою во всех членах моих, и освящение Твое сделай неизгладимым во мне. И будь мне помощником и защитником, направляя, как кормчий, мирно жизнь мою, да сподоблюсь я стать по правую руку от Тебя со святыми Твоими по молитвам и ходатайствам всечистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Аминь.

История последования ко Святому Причащению

В своей классической форме, хорошо известной каждому православному христианину, последование ко Святому Причащению состоит из нескольких разделов различного объема: общее начало; псалмы и тропари; канон и его завершение; пространный цикл из десяти или более молитв ко Святому Причащению; несколько кратких молитвословий в момент принятия Святых Таин (начало – «Приходяй же причаститися, глаголи… Се приступаю»); благодарственные молитвы сразу после принятия Святых Таин (начало – «Егда же получиши добраго Причащения... сия тепле от души Богу глаголи: Слава Тебе, Боже»), заключительная часть.

Источник: sun9-59.userapi.com
Источник: sun9-59.userapi.com

Краткие указания, содержащиеся в самом последовании, наряду с его очевидным внутренним единством и неразрывностью, ясно говорят о том, что его составители предполагали несколько иной порядок: причастник, ни на что не отвлекаясь, читает последование вплоть до момента приобщения, а причастившись, немедленно продолжает его читать – вплоть до его окончания.

Происхождение последования ко Святому Причащению уходит своими корнями в реалии церковной истории, действительно предполагавшие погружение в частную, а не общую, молитву непосредственно до и после принятия Святых Таин. Лишь с течением времени, когда эти реалии перестали существовать, произошло приспособление последования к тому порядку службы, который нам привычен.

В условиях многолюдных праздничных служб в больших храмах городских общин раннехристианская традиция совершения Евхаристии в небольшом кругу верных, когда за молитвой предстоятеля немедленно следовало вкушение всеми Святых Даров, потребовала дополнений. Частные молитвы до и после приобщения, когда всем сначала приходилось ждать своей очереди, а затем продолжения богослужения, и стали одним из них. Поначалу их текст не был как-либо определен, но какие-то образцы существовали уже достаточно рано: на это указывают как надписания молитв в позднейших редакциях последования ко Святому Причащению именами великих святителей IV-V вв., так и то, что подобные единичные молитвы спорадически встречаются в ранних Часословах и Евхологиях. Их чтение позволяло сосредоточиться каждому из тех, кто действительно желал этого, будучи окружен толпой из не вполне осознающих значение происходящего собратьев по вере.

В наши дни последование ко Святому Причащению уже не читается во время Литургии, а исполняется келейно или в храме, в момент причащения священнослужителей, так как оно попросту увеличилось в размерах. Древнейшие рукописи, в которых оно сохранилось, датируются XI-XII столетиями, и в них последование имеет объем, сопоставимый с указаниями в «Удобообозримом уставе» Никиты Стифата. Но уже в XIII-XIV столетиях в последовании появился гимнографический канон, а количество молитв выросло, так что совершать последование во время литургии стало попросту невозможным – если только не игнорировать полностью саму совершаемую в храме службу, что, очевидно, недопустимо.

Толкование молитвы святого Иоанна Златоустого «Господи Боже мой»

Приведем текст данной молитвы на церковнославянском языке: Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити; но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприиме и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволив нити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя; и якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся; и якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми уголь Пресвятаго Твоего Тела, и Честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякого диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость; и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих; и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Источник: pravoslavyy.ru
Источник: pravoslavyy.ru

Ниже прокомментированы некоторые слова, формы и словосочетания.

Вем, яко несмь достоин, ниже доволен – я знаю, что я недостоин и не достаточен.

Слова доволен и достоин – синонимы, у них одинаковое значение. Употребление в одной фразе слов-синонимов для усиления смысла характерно и для языка Библии, и для языка молитв.

Занеже – потому что.

Не имаши – Ты не имеешь, не обретаешь.

Еже главу подклонити – где бы (Тебе) преклонить главу.

Еже – дабы, чтобы, что, если, когда.

Якоже с высоты нас ради смирил еси Себе – как Ты (сошел) с высоты (Небесной) и нас ради уничижил, умалил Себя.

Смирил еси от глагола смирити.

Якоже восприял еси – как Ты изволил, как было Тебе угодно.

В яслех безсловесных – в яслях бессловесных животных.

Безсловеснии – не имеющие дара речи (о животных).

Сице – так, таким образом.

Безсловесныя моея души – неразумной, безрассудной моей души.

Внити – войти.

Свечеряти – принять участие в вечере, ужине.

Устен – губ.

Соблюдение – сохранение.

Обычай – навык, привычка.

Снабдение – соблюдение.

Приложение –прибавление.

Не бо яко призираяй – ибо не как дерзкий.

Мысленнаго – духовного.

Яко един сый Свят – так как Ты один Свят.

Чревеса и утробы – внутренние органы.

Окормляя – направляя (как кормчий направляет корабль).

Живот мой – жизнь мою.

Сподобляя мя – удостаивая меня.

Одесную Тебе предстояния – предстояния по правую руку от Тебя (то есть с праведниками).

В завершение хотелось бы сказать: вычитывая правило ко Причастию, мы не должны считать себя готовыми и достойными для принятия Святых Христовых Тайн, но должны понимать, что Господь своей милостью и человеколюбием сам дает нам эту драгоценную возможность принять святое Причастие.

Несомненно, готовиться ко Причастию надо, но не просто вычитыванием правил, а стараясь жить по Христовым законам, открывая свое сердце Его воле. Молитвы нужно воспринимать не как цель, которую нужно выполнить перед Причастием, а как способ настроить свое сердце на это центральное, а главное – Таинство для нашей жизни.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил Сергий Кузянов.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram