Центром всей жизни православного христианина является Литургия. В переводе с греческого слово λειτουργία (литургиа) переводится как общее дело. В свою очередь, центральным местом в Литургии, равно, как и в жизни христианина, является Таинство Евхаристии.
Часто возникают вопросы о том, как необходимо готовиться к Причащению Святых Христовых Таин. В православной традиции с течением времени сформировалось определенное последование, состоящее из ряда псалмов, канона и молитв.
Святитель Василий Великий является одним из тех авторов, чьи молитвы вошли в последование ко Святому Причащению. Стоит сказать, что святитель Василий жил в Каппадокии (на территории современной Турции) в IV столетии. Получив прекрасное образование, он, тем не менее, избрал аскетический образ жизни, но со временем был призван к пастырскому служению в Церкви Христовой.
Важным аспектом его служения стало составления чина Божественной Литургии, который известен а в настоящее время, как Литургия святителя Василия Великого и совершается десять раз в течение года. Уделяя большое внимание Таинству Евхаристии, святитель обращает внимание на должную подготовку.
Именно об этом и говорит первая молитва последования ко Святому Причащению.
Исповедание веры
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше, Сам, Безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.
Первая часть молитвы представляет собой краткое исповедание веры. Христианин, приступая к подготовке к Таинству Евхаристии должен знать, в Кого он верует и при необходимости должен быть готовым свою веру исповедовать.
Всея – определительное местоимение в форме родительного падежа, женского рода в значении всей.
Существительное во множественном числе твари означает то, что было сотворено.
Особое внимание необходимо уделить следующим понятиям, которые встречаются в молитве.
Так, соприсносущный буквально означает совечный, то есть вечный, вечносуществующий. Тем самым при помощи данного понятия святитель Василий указывает: необходимо исповедовать Христа как Сына Божия.
Об этом также говорит и следующее слово – собезначальный, которое в отношении к Иисусу Христу означает вместе с Отцом и Святым Духом имеющий начало.
А значит, можно говорить: в рассматриваемой молитве обнаруживается опровержение ереси Ария, который отрицал Божество Иисуса Христа.
Необходимо также обратить внимание на слова в плоть оболкийся, которые указывают на Воплощение Сына Божия.
Есть причастные формы: распныйся – предавший Себя Распятию и погребыйся – означающее, что Спаситель был погребен во гробе.
Тем самым христианин исповедует Рождество Христово, Его Крестную Смерть и трехдневное пребывание во гробе.
Краткая форма личного местоимения за ны буквальное означает за нас.
Очевидно, по своему содержанию первая часть молитвы святителя Василия Великого напоминает в сокращенном виде форме Символ веры.
О покаянии
Во второй части молитвы святитель Василий говорит о покаянии. При этом особый акцент делается на необходимости осознания греха и его исповедании пред Богом. Бог, как Отец, ждет, когда Его заблудившееся дитя вернется к нему.
Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость, Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения.
Несмь является отрицательной формой глагола-связки быти.
В данном контексте существительное благость можно рассматривать в значении милость, милосердие.
Необходимо отметить, что в своей молитве святитель Василий довольно часто обращается к образам из Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Так, в контексте темы покаяния встречаются цитаты из пророчества Иезекииля: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израелев (Иез. 33:11).
Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду.
Аще – в значении хотя.
Стоит заметить, что существительное разум в церковнославянском языке не совпадает с русским ум, а означает познание. То есть человек в данном контексте призывается к познанию истины – разумению.
В свою очередь, привременный означает непостоянность чего-то. То есть земная жизнь длится только определенное время.
Затем в молитве приводятся образы из евангельского повествования. И готовящийся ко Причастию вспоминает раскаявшихся грешников, которые, осознавая свою беспомощность, устремились к врачу истинному и получили исцеление.
Читая молитву, нужно вспомнить притчу о блудном сыне, осознавшем свое положение и вернувшемся к отцу, и покаявшегося начальника мытарей Закхея, который также удостоился посещения Христа и готов был отдать все свое имение, чтобы возместить обман, и молитву смиренного мытаря из Христовой притчи, который пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей, а также всех многочисленных грешников, которые неоднократно встречаются в Евангелия. Все они, оставляя все, следовали за Христом.
Таким образом, здесь раскрывается глубокое значение Таинства Покаяния (исповеди), которое предваряет Таинство Евхаристии.
Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе́ призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние.
Обремененныя в данном случае используется в значении отягощенный бременем. В свою очередь церковнославянское слово бремя буквально означает ношу, что-то тяжелое, всякая тяжесть.
Залог жизни вечной
В заключительной части молитвы святитель Василий говорит о важности Таинства Евхаристии и проясняет, для чего христианину необходимо причащаться Тела и Крови Христовой.
Безусловно, присутствие данной темы в молитвах ко Святому Причащению занимает важное место. Готовящийся к Таинству должен понимать, что именно в этом Таинстве Причащения Бог наиболее явно входит в нашу жизнь. А человек, по слову Спасителя обретает залог жизни вечной: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).
И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом.
Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.
Во страсе – то есть в страхе. Специфика данной формы объясняется тем, что в церковнославянском языке в предложном падеже единственного и множественного чисел, а также в именительном падеже множественного числа, если основа слова оканчивается на звуки г, к, х и встречаются с гласными переднего ряда, они изменяются на з, ц, с.
Да будет, да буду – формы желательного наклонения единственного числа 3 и 1 лица соответственно.
Существительное напутие буквально означает напутствие, снабжение всем нужным для предстоящего пути.
Следовательно, в молитве святителя Василия указанное понятие необходимо понимать в духовном смысле. То есть, причащаясь Тела и Крови человек, получает залог жизни вечной.
Существительное общник в данном контексте используется в значении участник.
Завершает же молитву ко Причащению святитель прославлением Господа, даровавшего нам возможность быть участниками Божественной Литургии, то есть общего дела.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил священник Артемий Бугров.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»