Найти тему

Комментарий к 1-й молитве ко Святому Причащению

Оглавление

Центром всей жизни православного христианина является Литургия. В переводе с греческого слово λειτουργία (литургиа) переводится  как общее дело. В свою очередь, центральным местом в Литургии,  равно, как и в жизни христианина, является Таинство Евхаристии.

Часто  возникают вопросы о том, как необходимо готовиться к Причащению Святых Христовых Таин. В  православной традиции с течением времени сформировалось определенное последование, состоящее из ряда псалмов, канона и молитв.

Святитель Василий Великий является одним из тех авторов, чьи молитвы вошли в последование ко Святому Причащению. Стоит сказать, что святитель Василий жил в Каппадокии (на территории современной Турции) в IV столетии. Получив прекрасное образование, он,  тем не менее, избрал аскетический образ жизни, но со временем был призван к пастырскому служению в Церкви Христовой.

Источник: krot.info
Источник: krot.info

Важным аспектом его служения стало составления чина Божественной Литургии, который известен а в настоящее время, как Литургия  святителя  Василия Великого и совершается десять раз в течение  года. Уделяя большое внимание Таинству Евхаристии,  святитель обращает внимание на должную подготовку.

Именно об этом и говорит первая молитва последования ко Святому Причащению.

Исповедание веры

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше, Сам, Безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.

Первая  часть молитвы представляет собой краткое исповедание веры. Христианин, приступая к подготовке к Таинству Евхаристии должен знать, в Кого он верует и при необходимости должен быть готовым свою веру исповедовать.

Всея – определительное местоимение в форме родительного падежа, женского рода в значении всей.

Существительное во множественном числе твари  означает то, что было сотворено.

Особое внимание необходимо уделить следующим понятиям, которые встречаются в молитве.

Так, соприсносущный буквально означает совечный, то есть вечный, вечносуществующий. Тем самым при помощи данного понятия    святитель Василий указывает: необходимо исповедовать Христа как Сына Божия.

Об этом также говорит и следующее слово – собезначальный,  которое в отношении к Иисусу Христу означает вместе с Отцом и Святым Духом имеющий начало.

А значит, можно говорить: в рассматриваемой молитве обнаруживается опровержение ереси Ария, который отрицал Божество Иисуса Христа.

Необходимо также обратить внимание на слова в плоть оболкийся,  которые указывают на Воплощение Сына Божия.

Есть  причастные формы: распныйся – предавший Себя  Распятию и погребыйся – означающее, что Спаситель был погребен во гробе.

Тем самым христианин исповедует Рождество Христово, Его  Крестную  Смерть и трехдневное пребывание во гробе.

Краткая форма личного местоимения за ны буквальное означает за нас.

Очевидно,  по своему содержанию первая часть молитвы святителя  Василия Великого напоминает в сокращенном  виде форме Символ веры.

О покаянии

Во второй части молитвы святитель Василий говорит о покаянии. При этом особый акцент делается на необходимости осознания греха и его исповедании пред Богом. Бог, как Отец, ждет, когда Его заблудившееся дитя вернется к нему.

Источник: p2.patriarchia.ru
Источник: p2.patriarchia.ru

Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость, Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения.

Несмь   является отрицательной формой глагола-связки быти.

В данном контексте существительное благость можно рассматривать в значении милость, милосердие.

Необходимо отметить, что в своей молитве святитель Василий довольно часто обращается к образам из Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Так, в контексте  темы покаяния  встречаются цитаты из пророчества Иезекииля:  Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израелев (Иез. 33:11).

Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду.

Аще – в значении хотя.

Стоит заметить, что существительное разум в церковнославянском языке не совпадает с русским   ум, а означает познание. То есть человек в данном контексте призывается к познанию истины – разумению.

В свою очередь,   привременный   означает  непостоянность чего-то. То есть  земная жизнь длится только определенное время.

Затем в молитве приводятся образы из евангельского повествования.  И   готовящийся ко Причастию вспоминает раскаявшихся грешников, которые,  осознавая свою беспомощность,  устремились к врачу истинному и получили исцеление.

Читая молитву,  нужно вспомнить  притчу о блудном сыне, осознавшем свое положение и вернувшемся к отцу, и покаявшегося начальника мытарей Закхея, который также удостоился посещения Христа и готов был отдать все свое имение, чтобы возместить обман,  и молитву смиренного мытаря из Христовой притчи, который пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей, а также всех многочисленных грешников, которые неоднократно встречаются в  Евангелия. Все  они,   оставляя все,  следовали за Христом.

Таким образом,   здесь раскрывается глубокое значение Таинства Покаяния (исповеди), которое предваряет Таинство Евхаристии.

Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе́ призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние.

Обремененныя  в данном случае используется в значении отягощенный бременем. В свою очередь церковнославянское слово бремя буквально означает ношу, что-то тяжелое, всякая тяжесть.

Залог жизни вечной

В заключительной части молитвы святитель Василий говорит о важности Таинства Евхаристии и проясняет,  для чего христианину необходимо  причащаться Тела и Крови Христовой.

Источник: molitvaslovo.ru
Источник: molitvaslovo.ru

Безусловно,  присутствие данной темы в молитвах ко Святому Причащению занимает важное место. Готовящийся к Таинству должен понимать, что именно в этом Таинстве Причащения Бог наиболее явно входит в нашу жизнь. А человек, по слову Спасителя обретает залог жизни вечной: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).

И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом.

Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.

Во страсе – то есть в страхе. Специфика данной формы объясняется тем, что в церковнославянском языке в  предложном падеже единственного и множественного чисел, а также в  именительном падеже   множественного  числа, если  основа слова оканчивается на звуки г, к, х  и встречаются с гласными переднего  ряда, они изменяются на  з,  ц,  с.

Да будет, да  буду –  формы  желательного наклонения единственного числа 3  и 1 лица соответственно.

Существительное напутие буквально означает напутствие, снабжение всем нужным для предстоящего пути.

Следовательно, в молитве  святителя Василия  указанное  понятие необходимо понимать в духовном смысле. То есть,  причащаясь Тела и Крови человек,  получает залог жизни вечной.

Существительное общник в данном контексте используется в значении участник.

Завершает же молитву ко Причащению святитель прославлением Господа, даровавшего нам возможность быть участниками Божественной Литургии, то есть общего дела.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил священник Артемий Бугров.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram