Найти тему

Топ-5 зданий Растрелли в Санкт-Петербурге

Оглавление

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов

Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал облик города, считающегося одним из символов нашей страны. Именно авторству Франческо Растрелли принадлежат лучшие дворцы Петербурга и окрестностей в стиле елизаветинского барокко, в которых жили императоры и дворяне. Представляем пятёрку лучших зданий — четыре дворца и один храм, — благодаря которым Северная столица и её пригороды по праву считаются одними из красивейших мест планеты.

Необычные маршруты по Санкт-Петербургу >>>

Растрелли-младший: архитектор, превзошедший своего отца

Архитектура была у Франческо Растрелли в крови: его отец Бартоломео также был придворным зодчим. Сначала — во Франции у Людовика XIV. Затем, с 1716-го, — у Петра I. Молодой Франческо начал свой путь в архитектуре вместе с отцом, помогая ему в реализации проектов. Вместе с тем он постоянно путешествовал по Европе, обучаясь и узнавая о последних тенденциях. Первым самостоятельным проектом Франческо стал дворец в самом центре Санкт-Петербурга, на Миллионной улице, для молдавского чиновника. Роскошный барочный стиль настолько поразил высший свет Петербурга, что от заказов не было отбоя.

Франческо Растрелли (1700-1771)
Франческо Растрелли (1700-1771)

В 1730-х Растрелли-младший получил статус одного из главных зодчих при дворе Анны Иоанновны и её фаворита Эрнста Бирона. Многие проекты из-за придворных интриг и дворцовых переворотов так и не были закончены. Когда в 1741-м трон заняла Елизавета Петровна, на некоторое время Растрелли оказался не у дел. Императрица, любившая всё французское, не хотела привлекать к сооружению новых зданий Растрелли, который успел поработать на немцев Бирона и министра фон Мюнниха. Но спустя время поняла: пренебрегать таким талантом — преступно.

Франческо Растрелли построил десятки объектов в Санкт-Петербурге и его пригородах, которые стали визитными карточками зодчего. Спустя время можно сказать, что по своей славе он превзошёл отца. Растрелли-старший больше запомнился как автор красивейших монументов. Растрелли-младший создал непревзойдённые по роскоши и мастерству дворцы и храмы.

Бюст архитектору Растрелли в Санкт-Петербурге. Фото: Lookmytrips.com
Бюст архитектору Растрелли в Санкт-Петербурге. Фото: Lookmytrips.com

Роскошнее Версаля: Большой Петергофский дворец

Архитектурная доминанта дворцово-паркового комплекса Петергоф — Большой дворец с его 300-метровым фасадом — одновременно и разделяет, и связывает воедино парки Верхний и Нижний. Хотя дворец появился на этом месте ещё при Петре Великом, только при Елизавете Петровне руками Растрелли он приобретает барочную пышность. Стены петровского дворца были украшены в стиле елизаветинского барокко, у здания появился ещё один этаж, новые галереи и корпуса. Растрелли бережно отнёсся к наследию первого императора России и сохранил нетронутым его Дубовый кабинет. Остальные помещения Большого дворца претерпели настоящую барочную революцию: повсюду засверкала позолота, стены украсили бесчисленные зеркала, создававшие бесконечную перспективу и увеличивающие даже самые небольшие комнаты.

-3

Обилие декора поражало даже дворян, которым доводилось побывать в Европе, и заморских гостей. По их мнению, Версаль в подмётки не годился Петергофу. К этому и стремилась императрица Елизавета, желавшая сделать не только так, как во Франции, а ещё и лучше. Среди самых роскошных помещений Большого дворца Петергофа — Танцевальный зал с обманными окнами из зеркал, призванными расширить площадь комнаты, Голубая приёмная, стены которой обиты плотной высококачественной тканью голубого цвета (штофом), и Парадная лестница, богато украшенная скульптурами и вазами в позолоте.

Экскурсии в Петергоф > > >

Храм для благородных девиц: Смольный собор в Санкт-Петербурге

Сейчас название «Смольный» ассоциируется чаще всего с Институтом благородных девиц. В Смольном дворце, который раньше находился на территории одноимённого монастыря и собора, провела свои детские и подростковые годы Елизавета Петровна. Взойдя на престол, она сразу начала думать о будущем и повелела на месте дворца основать монастырь. При нём надлежало создать образовательное учреждение для благородных девиц — иными словами, школу для девочек дворянского происхождения. Сама Елизавета Петровна планировала в старости уйти от дел и поселиться в монастыре. К качеству образования в Смольном и условиям, в которых жили благородные девицы, возникало много вопросов. Но подразумевалось, что 12-летний курс обучения должен был сделать из девочки образцовую фрейлину. Она должна была быть стройной, послушной, скромной, знать Закон Божий, а разбираться в науках тщательно не было необходимости.

-4

Зато к самому зданию монастыря и в особенности собора, спроектированного Франческо Растрелли, не было нареканий. До сих пор они считаются одними из главных питерских достопримечательностей, а храм ещё и входит в топ-10 крупнейших российских православных церквей. Высота храма — почти 94 метра. При этом сам Растрелли не увидел окончания строительства своего шедевра. Оно началось в 1748-м, а завершилось в 1835-м русским архитектором В. П. Стасовым. Прошло 87 лет — настоящий долгострой. Возможно, храм построили бы быстрее, если бы не началась Прусская война, из-за которой уменьшилось финансирование, а затем и сам зодчий уехал на историческую родину в Италию. Это было связано с воцарением Екатерины II, которая была приверженкой классицизма. Во вкусах императрица и придворный архитектор не сошлись, Растрелли впал в немилость и решил уехать.

Воскресенский собор в Смольном
Воскресенский собор в Смольном

Воскресенский собор в Смольном просто огромный — в нём одновременно могут находиться шесть тысяч прихожан. Планировалось, что он будет ещё масштабнее, но 140-метровая колокольня так и не была построена. При этом храм, выкрашенный в голубой и белый цвета, выглядит очень изящным, воздушным и деликатным — во многом благодаря удивительной оптической иллюзии, заложенной в проект самим Растрелли. Чем ближе вы подходите к церкви, тем меньше она кажется, хотя должно быть наоборот.

Экскурсии в Смольный собор > > >

От Екатерины к Елизавете: Большой Екатерининский дворец в Царском Селе

Дворец, получивший название Екатерининского, начали строить ещё при Петре Великом в 1717-м. Он должен был стать резиденцией для его супруги Екатерины I, будущей российской императрицы. Строительство так называемых Каменных палат завершилось в 1724-м. Но тот облик, под которым мы знаем Екатерининский дворец сейчас, появился у здания при Елизавете Петровне и Франческо Растрелли.

Небольшое скромное двухэтажное здание превратилось в роскошный барочный дворец с белыми колоннами, золотыми элементами декора и фасадом лазурного цвета. Его украшали не только орнаменты, но и многочисленные скульптуры в античной традиции — атланты, кариатиды, маски львов. Была при дворце и пятиглавая церковь, а один из корпусов украшал купол с золотой звездой на шпиле.

-6

На то, чтобы украсить дворец снаружи и внутри, потребовалось сто килограммов золота. Поэтому интерьеры Екатерининского дворца тоже выглядели празднично. Как и в других своих проектах, Растрелли спроектировал помещения по принципу анфилады. По протяжённости Парадная анфилада — комплекс парадных дворцовых помещений — равнялась длине самого здания дворца. Парадную анфиладу также по-другому называли Золотой, настолько богато она была украшена декоративными резными элементами из золота.

Под стать императорам: Строгановский дворец

Хотя в Строгановском дворце никогда не жили представители царской семьи, это творение Франческо Растрелли не менее шикарно, чем любой созданный им императорский дворец. Здесь проживал род Строгановых, богатейших в то время промышленников и помещиков. При этом Строгановы были меценатами и пользовались уважением у правящей династии. Именно поэтому придворному архитектору Растрелли позволили выполнить заказ для людей не царских кровей.

-7

Дворец для Строгановых построили всего за год, потому что у него уже была основа. Растрелли объединил единым барочным фасадом несколько зданий в центре Северной столицы, которыми владел барон С. Г. Строганов. Оба фасада здания — и выходящий на Невский проспект, и тот, что смотрит на Мойку, — выглядят абсолютно одинаково. Этого эффекта для дворца в форме буквы «Г» по планировке Франческо Растрелли добивался специально. Главный элемент декора фасадов — портик, украшенный строгановским гербом с короной и соболями.

Внутреннее убранство Строгановского дворца архитектор, разумеется, также решил выполнить в своём любимом стиле барокко. Причём на этот раз он мог не сдерживать себя и создавать максимально фантазийный декор. Раньше, при создании интерьеров для официальных зданий и императорских покоев, приходилось быть более скромным и осмотрительным. Здесь Растрелли дал волю своей творческой натуре.

Среди самых роскошных залов дворца Строгановых — Большой зал. Его главное украшение — плафон, роспись которого располагается на всей площади потолка. Чтобы реализовать эту задумку, итальянский художник Джузеппе Валериани создал 13 холстов, натянутых на подрамники и закреплённых наверху. Валериани изобразил на них фигуры в аллегорическом стиле, в том числе Минерву — античное божество мудрости, аллегории искусств, а также добродетели. Обрамлением для композиции служит колоннада с росписью и скульптурами.

Также в Строгановском дворце интересен Угловой зал с зеркалами, визуально расширяющими пространство, Картинная галерея и Арабесковая галерея (аналог Лоджий Рафаэля в Эрмитаже, Михайловском замке и, конечно, в Ватиканском дворце).

Экскурсии в Строгановский дворец > > >

Главный в Петербурге: Зимний дворец

Говоря о лучших зданиях, созданных Франческо Растрелли, невозможно не упомянуть Зимний дворец. Каждый, кто приезжает в Петербург, начинает своё посещение этого города с похода на Дворцовую площадь — а значит, к Зимнему дворцу. В здании Зимнего находится Эрмитаж — крупнейшее в мире собрание предметов искусства с более чем тремя миллионами экспонатов. Иными словами, пройти мимо Зимнего в Питере просто невозможно.

Именно Растрелли Зимний обязан своим незабываемым барочным фасадом. Правда, изначально здание не имело столь привычного нам бело-зелёного цвета. Сначала стены были песчаного, светло-жёлтого оттенка, а потом дворец перекрашивали ещё несколько раз. Неизменным остались декор из колонн разных ордеров, композиционно объединяющих второй и третий этажи с парадными залами, наличники, чьё разнообразие насчитывает более 20 видов, статуи и вазы по периметру фасадов, обилие лепнины.

-9

Внутри Зимний дворец был оформлен не менее роскошно. Тронный зал, чья ширина ещё при Анне Иоанновне была немаленькой — почти 30 метров, — приобрёл длину в почти 50 метров. Были во дворце и необычные для архитектуры того времени анфилады, и небывалые по пышности декора лестницы, например Иорданская, с которой сейчас начинают знакомство с Эрмитажем большинство посетителей.

Как часто бывало, здание строилось не с нуля: основой послужил небольшой дворец, где жила императрица Анна Иоанновна. Но перестройка была столь масштабной, что на неё потребовалось 12 лет. Елизавета Петровна, которая и затеяла это строительство, не дожила до освящения Зимнего дворца всего несколько месяцев.

Экскурсии в Зимний дворец > > >

Увидеть другие здания, которые создал Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге и в окрестных дворцово-парковых комплексах, можно на экскурсиях от Трипстера. При желании вы можете продолжить ваше знакомство с архитектурой Петербурга и отправиться в другие туры, посвящённые самым знаковым достопримечательностям этого города от лучших архитекторов прошлого.