Начало ХХ века называют временем «второго рождения» Рублева. Именно тогда было совершено сразу несколько открытий, связанных с его творчеством.
Его знаменитая "Троица", как и все храмовые иконы, веками темнела от копоти, ее подновляли, добавляя новые слои, и так повторялось много раз, пока образ не покрылся непроницаемой коркой. Снять все лишние наслоения с "Троицы" Рублева решились только в 1904-м году. И хотя до окончания полной реставрации оставалось еще двадцать лет, сразу же стало понятно, что икону создал настоящий гений. Самое совершенное творение Рублева было скрыто от посторонних глаз несколько столетий и стало доступно только людям 20-го века. Только они получили возможность оценить масштаб живописца и представить, какое впечатление производило его искусство на современников.
Кем же был Андрей Рублев? Почему на Руси он стал единственным художником своего времени, который попал в ряды мастеров мирового уровня? И почему иконописца причислили к лику святых?
Он родился в 60-е годы 14-го века, скорее всего, в Московском княжестве. Фамилий у простых людей тогда не было. Рублев – это его так называемое "прозвищное отчество". "Рубелем" тогда называли инструмент для обработки кожи. Отец иконописца, вероятно, был ремесленником.
Художники той эпохи расписывали храмы артелями, или, как говорили, дружинами. В конце 14-го века в Москве со своими подмастерьями работал блестящий иконописец Феофан, прибывший из Византии и потому прозванный Греком, Феофан Грек. Его артель получала самые престижные заказы. Одним из "дружинников" Феофана Грека был Андрей Рублев.
Благовещенский собор в Московском Кремле. Он был построен сыном Дмитрия Донского Василием специально для молитв особо важных персон – здесь совершались церковные службы для высочайших особ того времени – великих князей и их родственников. Московский хроникер записывает: весной 1405 года новую
Благовещенскую церковь в Кремле начали "подписывати" Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. Это сообщение и есть первое упоминание в летописи иконописца Рублева.
"Подписывать" церковь тогда означало и расписывать стены, и писать иконы для иконостаса – то есть, все оформление храма "под ключ". Хотя сама церковь несколько раз перестраивалась, и фрески погибли, иконы Андрея Рублева необъяснимым образом сохранились и стали частью нового иконостаса.
Из документального фильма "День ангела. Андрей Рублев"