Найти тему
Юлия Варенцова

Почему Андрей Рублев стал единственным русским художником своего времени, который попал в ряды мастеров мирового уровня?

Оглавление
На съемках фильма "Андрей Рублев"
На съемках фильма "Андрей Рублев"

Начало ХХ века называют временем «второго рождения» Рублева. Именно тогда было совершено сразу несколько открытий, связанных с его творчеством.

Его знаменитая "Троица", как и все храмовые иконы, веками темнела от копоти, ее подновляли, добавляя новые слои, и так повторялось много раз, пока образ не покрылся непроницаемой коркой. Снять все лишние наслоения с "Троицы" Рублева решились только в 1904-м году. И хотя до окончания полной реставрации оставалось еще двадцать лет, сразу же стало понятно, что икону создал настоящий гений. Самое совершенное творение Рублева было скрыто от посторонних глаз несколько столетий и стало доступно только людям 20-го века. Только они получили возможность оценить масштаб живописца и представить, какое впечатление производило его искусство на современников.

Кем же был Андрей Рублев? Почему на Руси он стал единственным художником своего времени, который попал в ряды мастеров мирового уровня? И почему иконописца причислили к лику святых?

Он родился в 60-е годы 14-го века, скорее всего, в Московском княжестве. Фамилий у простых людей тогда не было. Рублев – это его так называемое "прозвищное отчество". "Рубелем" тогда называли инструмент для обработки кожи. Отец иконописца, вероятно, был ремесленником.

Художники той эпохи расписывали храмы артелями, или, как говорили, дружинами. В конце 14-го века в Москве со своими подмастерьями работал блестящий иконописец Феофан, прибывший из Византии и потому прозванный Греком, Феофан Грек. Его артель получала самые престижные заказы. Одним из "дружинников" Феофана Грека был Андрей Рублев.

Благовещенский собор в Московском Кремле. Он был построен сыном Дмитрия Донского Василием специально для молитв особо важных персон – здесь совершались церковные службы для высочайших особ того времени – великих князей и их родственников. Московский хроникер записывает: весной 1405 года новую

Благовещенскую церковь в Кремле начали "подписывати" Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. Это сообщение и есть первое упоминание в летописи иконописца Рублева.

"Подписывать" церковь тогда означало и расписывать стены, и писать иконы для иконостаса – то есть, все оформление храма "под ключ". Хотя сама церковь несколько раз перестраивалась, и фрески погибли, иконы Андрея Рублева необъяснимым образом сохранились и стали частью нового иконостаса.

Из документального фильма "День ангела. Андрей Рублев"