Найти в Дзене

Недоступная красота шлюзов: почему их могут увидеть не все

Шлюзы – это не просто транспортные объекты. Как и метро, в 1930-1950-е их строили как символы строя и новой жизни. Многие богато украшены скульптурами, лепниной, а их озеленение зачастую – это настоящий парковый ансамбль.

Теплоход в шлюзе № 5 канала имени Москвы
Теплоход в шлюзе № 5 канала имени Москвы

Многие советские ГЭС и другие гидросооружения признаны объектами культурного наследия регионального или федерального значения. Но в действующие стратегические объекты доступ туристов «с суши» запрещен. Единственная возможность рассмотреть архитектурные изыски прошлых эпох – с борта теплохода.

Если отправитесь в речное путешествие по северо-западу, обратите внимание на оба гидроузла на реке Свирь в Ленинградской области. Нижне-Свирская ГЭС, построенная по плану ГОЭЛРО в 1920-1930-х годах, признана объектом культурного наследия федерального значения, Верхне-Свирская, запущенная уже после Великой Отечественной войны, – регионального.

Верхне-Свирский шлюз в Ленинградской области
Верхне-Свирский шлюз в Ленинградской области

За время шлюзования успеваешь рассмотреть множество интересных архитектурных деталей и поразмышлять: как здесь среди лесов, не просто возвели такие мощные сооружения, но и позаботились о том, какое впечатление они будут производить на пассажиров проплывающих теплоходов.

Пафос оформления Верхне-Свирского шлюза не уступает сооружениям ВДНХ в Москве
Пафос оформления Верхне-Свирского шлюза не уступает сооружениям ВДНХ в Москве

На территории шлюзов всегда порядок, каждое лето разбивают цветники. Традиции, заложенные в советское время, сохранены.

Шлюзование – это всегда приключение. Приятно сидеть на солнечной палубе и наблюдать, как в камеру шлюза поступает бурлящая вода, и теплоход поднимается за считанные минуты.

На солнечной палубе во время шлюзования на реке Вытегре
На солнечной палубе во время шлюзования на реке Вытегре

В это же время иллюминаторы на самой нижней палубе часто полностью закрываются пеной, и пассажирам нижних кают кажется, что лайнер превратился в подводную лодку. На несколько мгновений.

Шлюз на Волге  в Дубне
Шлюз на Волге в Дубне

Мне особенно нравятся шлюзы на канале имени Москвы. У них пока нет охранного культурного статуса, но каждый раз, когда их проходишь, поражаешься. Особенно шлюзами № 3 и 5.

Шлюз № 3 канала имени Москвы
Шлюз № 3 канала имени Москвы

В третьем на башнях установлены модели каравелл Христофора Колумба, ставшие одним из символов канала. Казалось бы, канал соединяет Волгу и Москву-реку, причем здесь мореплавание и Колумб? А неспроста! Благодаря строительству канала, Москва стала портом пяти морей. Такая вот метафора на башне шлюза.

Модель каравеллы Христофора Колумба на башне шлюза № 3 канала имени Москвы
Модель каравеллы Христофора Колумба на башне шлюза № 3 канала имени Москвы

Проходя шлюзы, словно погружаешься в историю, полную удивительных побед и настоящих трагедий, ведь каналы и гидроэлектростанции в СССР часто строили узники. В общем, есть на что посмотреть и о чем подумать.

-8

Истории городов, тайны уникальных сооружений на реках и каналах, секреты удачных речных путешествий. Книга "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений". Книга доступна вот здесь.

А какие шлюзы впечатлили больше всего вас? Напишите в комментариях!

Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel

-9