Найти тему
Журнал "ИСУП"

«ЕвроМобайл»: отечественные телематические цифровые системы для городских транспортных сетей

Представлены решения, разработанные компанией «ЕвроМобайл» для цифровизации городского транспорта: телематическая цифровая платформа ЕМ.Т и центральный бортовой компьютер. Приведены их характеристики, показаны возможности, которые дает совместное использование данного программного и аппаратного обеспечения.

Современные города, мегаполисы и их агломерации развиваются в концепции умного города, важнейшей составляющей которой является умный транспорт. Однако за громким названием «умный транспорт» очень часто могут скрываться весьма разнообразные представления как поставщиков, так и пользователей о составе и качестве услуг и компонентов этого понятия.

У одного из лидеров российского рынка ИТ-систем для городской транспортной инфраструктуры, компании «ЕвроМобайл», сформировалось четкое мнение об умном транспорте, так как это предприятие с 2004 года прошло путь от дистрибьютора продукции известных мировых брендов до разработчика собственных инжиниринговых решений и систем, востребованных на рынке беспроводной связи.

«ЕвроМобайл» предлагает раскрыть данное понятие в следующем виде:
- умный транспорт – это удобный и комфортабельный транспорт;
- умный транспорт – это пунктуальный и надежный транспорт;
- умный транспорт – это безопасный и предсказуемый транспорт;
- умный транспорт – это синхронизированный и согласованный процесс перевозки разными типами транспорта в пределах обслуживаемой территории.

Для реализации этой концепции необходимо эффективное транспортное планирование, основанное на актуальных данных о пассажиропотоках и прогнозе развития обслуживаемой территории. Планирование позволяет обеспечить наиболее эффективное расположение остановок, прокладку регулярных маршрутов и расчет выпуска транспортных средств (ТС) для их обслуживания. Это позволяет сделать сеть маршрутов удобной, загрузку ТС оптимальной, расписание движения эффективным.

Располагая данными о спланированных маршрутах и нарядах, необходимо максимально точно выполнять поставленные транспортные задачи в течение дня, обеспечивая пунктуальное и предсказуемое движение транспорта по маршрутам.

Комфорт и предсказуемость обеспечивается путем максимально наглядного и доступного для потребителя средства информирования об актуальном графике движения каждого конкретного ТС на маршруте. Каждый из участников перевозки, диспетчер, водитель и пассажир, используя один источник данных, получает актуальную информацию о времени прибытия и отправления ТС с выбранного остановочного пункта и прогноз его прибытия до точки назначения.

Безопасность и предсказуемость реализуются путем выполнения требований об оснащении ТС средствами видеонаблюдения и коммуникации диспетчера с водителями.

Синхронизация – главный компонент умного транспорта, позволяющий взглянуть на транспорт не как на отдельный трамвай или автобус, но как на единый организм, в котором взаимосвязаны все компоненты перевозки из пункта А в пункт Б в условиях турбулентности городского трафика УДС. При этом обеспечивается как узловая, так и линейная синхронизация, позволяющая гармонизировать процесс перевозки в течение дня.

Цифровая платформа ЕМ.Т

Пожалуй, самым инновационным программным продуктом компании «ЕвроМобайл» в сфере умного транспорта можно назвать телематическую цифровую платформу ЕМ.Т для управления комплексом информационно-коммуникационного бортового оборудования (ИКБО) общественных ТС. В создании цифровой платформы ЕМ.Т принимал участие общероссийский Фонд содействия инновациям (ФСИ), поддерживающий высокотехнологичные ИТ-проекты в целях дальнейшего развития российского инновационного бизнеса.

Платформа представляет собой ПО, которое устанавливается на рабочее место оператора и обеспечивает сопряжение с другими использующимися ИТ-системами и внешними серверами (включая городские системы управления), а также обрабатывает и предоставляет информацию по выполнению и прогнозированию работы ТС.

В число решаемых цифровой платформой ЕМ.Т задач входят: мониторинг бортового оборудования; взаимодействие с набором используемых сетевых протоколов ти­па TCP и UDP и обработка поступающей информации в режиме реального времени (в случае нештатной ситуации выдается экстренное сообщение); информационный обмен между различными уровнями системы; обработка и хранение следующих данных:
- о предприятиях городского транспорта и установленных маршрутах его движения, в том числе информации, получаемой с серверов других источников;
- об использующихся на предприятиях транспортных средствах, их принадлежности и состоянии (в том числе о состоянии непосредственно ИКБО);
- о движении и текущем состоянии ТС (информация, поступающая по дальней связи с установленного на их борту оборудования).

Платформа ЕМ.Т позволяет реализовать все преимущества, которые характерны для систем умного транспорта. С ее помощью можно получать информацию о движении и состоянии ТС в различных представлениях, в том числе на картографической подложке, мнемосхемах, таблицах, анализировать полученные данные и принимать своевременные решения.

Эффективность анализа повышается благодаря возможности выполнять сравнительную оценку различных показателей. Результирующая информация выводится в ви­де отчетов, таблиц, пиктограмм, графиков и других средств визуализации.

Цифровая платформа ЕМ.Т позволяет моделировать параметры пассажиропотока в его развитии. Также в режиме реального времени доступна вся информация о бортовом оборудовании и его компонентах (ресурс, наработка, статистика отказов и неисправностей), благодаря че­му можно проводить ремонт по фактическому состоянию, то есть прогнозировать возможные отказы и сроки замены. Ну и, конечно, обеспечена возможность формировать управленческую отчетность в ви­де электронных документов и поддерживать электронный документооборот, включая формирование документов и их валидацию должностными лицами.

При этом цифровая платформа ЕМ.Т обеспечивает обработку, анализ и отображение информации о различных сегментах транспортной системы: это могут быть как единицы транспорта и оборудования (включая подсистемы ИКБО), так и отдельные маршруты, рейсы, предприятия и их сочетания.

Взаимодействие с отдельным транспортным средством цифровая платформа ЕМ.Т осуществляет через бортовой компьютер данного ТС, на который стекается информация от всех бортовых систем. Цифровая платформа ЕМ.Т поддерживает подключение любых устройств такого ти­па, изготовленных разными производителями. Однако компания «ЕвроМобайл» предлагает собственное аппаратное решение, идеально совместимое с «родным» ПО.

Центральный бортовой компьютер

Центральный бортовой компьютер (ЦБК) предназначен для эксплуатации внутри транспортного средства в условиях дорожного движения и представляет собой единый многофункциональный комплекс управления, мониторинга, диагностики и настройки встроенных ИТ-систем и бортового оборудования (рис. 1). В не­го интегрированы все необходимые подсистемы: взаимодействия водителя и диспетчера, контроля состояния водителя, видеонаблюдения, подсчета пассажиров, связи и позиционирования, информирования пассажиров о движении по маршруту, состояния ТС.

Рис. 1. Центральный бортовой компьютер «ЕвроМобайл»: а – передняя панель с ЖК-дисплеем, б – боковые панели с набором интерфейсов

Управление компьютером осуществляется с помощью специального программного обеспечения через сенсорный экран, реализующий функции пользовательского интерфейса. ЦБК имеет многопользовательский доступ, в базовой версии персонализированы три ро­ли: водителя, инженера по бортовому оборудованию и управляющего парком ТС. Изделие поставляется в готовом и уже конфигурированном ви­де, конкретизация конфигурации уточняется в зависимости от требований клиента. Технические характеристики ЦБК приведены в таблице.

Таблица. Технические характеристики центрального бортового компьютера «ЕвроМобайл»

-2
-3

ЦБК может использоваться как в автономном режиме, так и в составе систем диспетчеризации ТС. Накопление, преобразование и передача информации от различных систем в центр мониторинга выполняется по беспроводным каналам с возможностью резервирования в случае потери сигнала се­ти предачи данных и средств спутникового позиционирования. Как единый центр управления бортовым оборудованием, ЦБК обеспечивает:
- оптимизацию пассажироперевозок;
- ускорение выполнения сервисного обслуживания и его удешевление;
- снижение времени простоя, объявленного по различным причинам;
- визуализацию комплексной картины работы бортового оборудования на ТС непосредственно на рабочем месте.

Функциональная схема ЦБК с комплексом ИТ-систем представлена на рис. 2.

-4

Рис. 2. Функциональная схема центрального бортового компьютера с комплексом ИТ-систем (увеличить изображение)

Работа специализированной цифровой платформы ЕМ.Т совместно с центральным бортовым компьютером и комплексом ИТ-систем бы­ла представлена в хо­де стратегической панельной сессии «Состояние городского общественного транспорта в регионах и ме­ры по его обновлению», проведенной на открытой деловой площадке Urbantrans Mobility Forum в рамках крупнейшей в России и Восточной Европе международной выставки автобусной техники BW Expo (29 ноября – 1 декабря 2022 го­да, МВЦ «Крокус Экспо», г. Москва).

Заключение

Характерный пример практической реализации разработок компании «ЕвроМобайл» – оснащение автобусов МАЗ‑216 и МАЗ‑203.945 LNG минского производства на транспортных предприятиях Санкт-Петербурга мультифункциональными системами ИКБО. Сегодня каждому жителю этого города знакомы цифровые автобусы лазурного цвета, курсирующие по маршрутам 7, 24, 74, 93, 127 и др.

Следует отметить, что компания «ЕвроМобайл» известна в России и на постсоветском пространстве не только разработками в области информационно-коммуникационных комплексов. В ее продуктовой линейке широко представлены различные электронные компоненты (модули 2G, 3G, 5G, LTE, NB-IoT, LoRa, ГЛОНАСС/GPS и Bluetooth, а также Wi-Fi-чипы и модули видеокамер), источники и модули питания, коммуникационное оборудование, оборудование для IoT, базовые станции LoRaWAN, LoRa-модемы, IoT-устройства, оборудование для сетей Wi-Fi и другие современные компоненты и устройства.

Статья опубликована в журнале «ИСУП»

Статья на сайте журнала >>