Найти тему
Даргиния

Уркарах - даргинское село

В горах на высоте 1450-1500 метров расположено даргинское село Уркарах, ныне райцентр Дахадаевского района Республики Дагестан.

По преданиям, многочисленным вещественным доказательствам: развалинам, сохранившимся остаткам фундаментов и стен жилых домов, оборонительных сооружений, кладбищ домусульманского периода — в начале средних веков вокруг Уркараха было 14 поселений тухумов, живших в местностях: Ширбачи, XIямзайла къялпи, КIялгIначи, Маммила гIяя, ГIела гIяя, Халдарла бяхI, УржегIела, ГIяпраци, Гъярацани муза, Кьарагу бяхI, Чудурла бах, Дурига бах, Дурига хъяб, Халдарла бяхI.

-2

Сохранившиеся до сих пор исторические памятники /кладбища, могильники/, например, армянские кладбища говорят о том, что в Уркарахе до ислама какое-то время существовало христианство.

Уркарах в свое время был резиденцией уцмия Кайтагского. Если о пребывании уцмия в первой резиденции — Калакорейше – народная память не сохранила никаких подробностей, кроме самого факта, то с пребыванием уцмия в Уркарахе связано немало исторических преданий.

Упоминаемый в трудах арабских географов IX-X вв. Карах /Кердж/ следует отождествлять с Уркарахом. С этим мнением хорошо согласуется существование в Уркарахе древних полуцилиндрических надгробий.

Интересно предание, по которому Уркарах в далеком прошлом делился на три части, где отдельно жили армяне, евреи и русские. Трижды приходили в Уркарах арабы, чтобы обратить его жителей в ислам. Постепенно это им удалось, причем первыми приняли ислам армяне. Окончательно ислам утвердился в Уркарахе лишь тогда, когда один из местных жителей убедил арабского военачальника выдать за его сына дочь. Араб согласился и, в свою очередь, сам женился на уркарахской девушке.

-3

Закрепившись в Дибгаши (и, возможно, в Ираги), военачальники Дербентского эмирата не могли не обратить внимания на лежащее выше, к западу, небольшое плоскогорье, господствующее над верховьями речных долин Артузеня и Буама (Уллучая) селение Уркарах («Ул-карах» — ал-Карах). Такое расположение предопределяло широкие связи этой небольшой земли. Недаром отмечалось, что самое раннее упоминание об «ал-карахцах» (у ал-Истахри, нач. X в.) называет их в числе племен, тяготеющих к рынку и портовому городу Дербент. В сочинении Масуди (ок. 944 г.) упомянут здешний правитель мусульман с титулом «барзбан». Историки едины в том, что титул этот происходит от персидского «марзбан» (хранитель границы), как именовались еще при сасанидах наместники пограничных земель. Люди барзбана вооружались булавами. Во времена Масуди ислам, по видимому, исповедовала лишь верхушка общества «Тарих ал-Баб» сообщает, что народ ал-Караха только в 995 году принял ислам стараниями Дербентского змира Маймуна ибн Ахмада (внука ал-Малика). По-видимому, Дорбентский змират был серьезно заинтересован в союзе с ал-Карахом (Уркарахом) ввиду его стратегического значения. Эту сухую, короткую запись в «Тарих ал-Баб» оживляет уркарахское предание. Согласно ему, и Уркарах, действительно, прибыл змир-араб, который стал склонять жителей села принять ислам. Уговоры были долгими и сложными, пришелец то угрожал, то уговаривал и обещал… Долго противились ему уркарахцы. Наконец поставили условие: они согласны стать мусульманами, но только в том случае, если эмир выдаст свою дочь за сына уркарахского старейшины. Можно полагать, что в таком браке джамаат видел гарантию отношения к ним как к равным со стороны Дербентского змирата, уважения их прав не только на словах: девушка-аристократка становилась своего рода залогом их будущих прав, а их уступка эмиру уже не выглядела односторонней и унизительной. В словах «Тарих ал-Баб» об особой личной заслуге эмира Маймуна ибн Ахмада в исламизации уркарахцев слышится какой-то скрытый намек на уступки.

В 1033 году уркарахцы с помощью небольшого отряда неких Хусрала и Хайсама б. Маймуна ал-Баб сумели разбить войско «аланов» и руссов во главе с «властителем» аланов, двигавшееся с целью грабежа и мести на Дербент откуда то с северо-запада (возможно, из бассейна Дарго-херк). Рассказавший об этом автор «Тарих ал-Баб» с этого момента прямо относит ал-Карах к числу «исламских центров» или «сугуров» (пограничных укреплений).

По всей вероятности, тухумы из первых 7 поселений переселились в Гарша, а остальные в Карша. Верхний Уркарах же возник после образования Уркараха как сторожевой башни. Первоначально здесь караульную службу несли жители селения по очереди, а затем решением джамаата была выбрана группа уркарахцев для несения круглосуточной караульной службы. Впоследствии им же было разрешено построить здесь индивидуальные жилые дома. Так возник Верхний Уркарах. Это подтверждает сохранившийся до сих пор обычай: часть тухума Верхнего Уркараха своих умерших родичей хоронит на кладбище каршинцев в местности Иркайла бах (Ирхьийла бяхI), а другая часть на кладбище гаршинцов, расположенном над бывшим домом уцмия.

Цель обьединения маленьких тухумских поселений в единое крупное село Уркарах – обеспечить необходимую оборону и защиту от нападений соседей и иноземных завоевателей. Строительство здесь оборонительных сооружений, видимо, относится к IV-V векам, как сказано в «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века», когда участились набеги гуннов. Неисчислимые бедствия населению Дагестана приносили нашествия гуннов. Захватив в конце IV века Прикаспийскую низменность, они разорили города и селения, истребили большое число жителей. На территории Дагестана, расположенной между современным г. Махачкала и рекой Уллучай, образовалась «страна гуннов». Это тяжело отразилось также и на положении племен горного Дагестана. Захват гуннами Прикаспия резко ограничил жизненно необходимые для горцев контакты и взаимосвязи с населением равнины. А походы и погромы кочевников представляли прямую угрозу существованию самого населения гор, в том числе и Уркараха.

Современник этих событий, антиохский грек Аммиан Марцеллин пишет, что гунны отличаются физической силой, грубым «чудовищным и страшным» видом. «Питаются они кореньями и полусырым мясом». «Все они, не имея ни определенного места жительства, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам… с кибитками, в которых они проводят жизнь… гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми».

Происхождение названия села

Сторожевая башня — Верхний Уркарах, как было сказано, расположилась на вершине высокоскалистой горы «Байнала бах» /Байнала бяхI/, откуда как на ладони видны все ведущие в Уркарах дороги, почти все населенные пункты сирха /сирхIя/, муэри — /муйра/, значительная территория Кайтагского, Акушинского, Агульского и других районов, весь Уркарахский мулк. Вот почему он служил наблюдательным пунктом на все 360 градусов.

Само название села Уркарах, по преданию, состоит из двух слов: «улка» и «раг» /рагъ/, то есть, засов / замок мулька /, не открываемый, не преодолимый противником, продвигавшимся со всех сторон. «Улка» – это мульк, территория, принадлежащая селу, а рагъ — это засов, которым в древности /да кое-где и ныне/ закрывают изнутри ворота или дверь. Отсюда название первоначально Улкарагь, а впоследствии — Уркарах, что значит «запирающий вход в страну». Вполне возможно, что от того названия взят титул правителем Уркараха X века Марзубан, то есть хранитель земли, о ком будет сказано ниже…

Уркарах — один из древнейших и крупных аулов горного Дагестана. Об этом говорят многочисленные письменные и вещественные доказательства. В 943 году его называли городом, и оно было местом жительства царя Марзубы. Об этом утверждает автор X века ал-Масуди в известном сочинении. В 943 году, сказано там, ряд даргинских земель /в частности, Уркарах/ еще не входил в состав владений Кайтагского уцмия. «Со стороны Кахаба и Сарира Хайдак граничит с землей царя Марзубы, которая называется Кардаги /Карах/. «Карах — это современный Уркарах, расположенный на дороге из Центрального Дагестана в Хайдак и Дербент. Правитель его носил титул Марзубана, т.е хранителя границы. В X-XI вв. Уркарах играет активную роль во внутриполитической жизни Дагестана».

До распространения ислама какое-то время в Уркарахе господствовало христианство, а до этого, до VIII—XI вв., уркарахцы были язычниками. Они поклонялись огню, солнцу, луне и т.д. Сохранившиеся до сих пор некоторые похоронные обряды, запрещенные Кораном, говорят о том, что в Уркарахе господствовала и иудейская религия. Мусульманская религия была введена здесь, как и в других местах, силой оружия, насильно в Х-ХI веках. «

К середине X в. военно-политическое противостояние в верховьях Уллучая и Арт-озени обостряется, но тут Хазария получает удар извне: в 965 г. она разваливается под ударом войск князя Святослава. Ее союзник Шандан быстро слабеет: Упоминания о нем единичны, последняя военная акция шанданцев (поход на Дербент и на «сугуры» в 1037 г.) оканчивается их поражением, а к 1070 г. их правитель переходит в ислам. С тех пор Шандан исчезает со страниц источников.

Зато явно усиливается связь Кайтага и ал-Караха с исламским миром: в 995 г. уркарахцы окончательно переходят в ислам, еще раньше это происходит в Кайтаге. Отчасти тех и других подталкивает к этому и возросшая активность Серира.

В государственное образование ал-Карах входили селения: Уркарах, Дибгалик, Журмачи, Чишили, Шулерчи, Кища, Дибгаши, Унакари, Зильбачи, Прага, Кудагу, Зубанчи, Тирисанчи, Ираги, Калкнин, Сурхачи.

После распада ал-Караха на его территории образовались три союза сельских общин: Гапш, куда входили Кища, Кубачи, Амузги, Сулевкент, Шара, Харбук; Муйра, куда входили селения Дибгаши, Унакари, Зильбачи, Ираги, Кудагу, Зубанчи, Трисанчи, Прага, Калкни, Сурхачи.

Ал-Карах сумел отразить одно из таких наступлений только с помощью газиев из Дербента и Лакза (1033 г). Интересно, что с этих пор «Тарих ал-Баб» относит его к пограничным крепостям («сугур») Дербента. И воспоминания о вассалитете Зирихгерана по отношению к «правителям Аварии» в те времена, когда в пределы зирихгеранских земель входили многие села к запад у и северу (до Уркараха), сохранились в кубачинском фольклоре до XX в. Но вместе с тем упоминание в географическом сочинении «Худул ал-алам» (Пределы мира») о Хай-дане -резиденции сипах-саларов (военачальников) Сахиб ас-Серира вряд ли можно отнести к Хайдаку. Хотя арабское написание этого слова действительно похоже на «Хайдакъ», оно столь же похоже и на «Хунзакъ» (Хунзах). Очевидно, второе истолкование все же более правильно. К тому же «Тарих ал-Баб», уделяя большое внимание Сериру и Хайдаку, вряд ли уступил бы переход Хайдака под серирский контроль, если бы такое случилось.

Так, в 1033 г. феодальная дружина руссов и алан… двинулась на Дербент. Однако дербентцы сумели перехватить ее в Карахе /Уркарахе/, который к этому времени уже считался исламским центром. Карахцы стали союзниками дербентцев, и их соединенными усилиями властитель алан был силой отражен от ворот Караха, навсегда были прекращены притязания неверных на эти исламские центры. Можно предполагать, что исламизация Караха и его союз с Дербентом значительно ускорили темп феодального развития этой части Дагестана.

Значительными и крепкими были связи Дербента с Кайтагом. Закреплялись они брачными союзами. Так, эмиры Дербента находились в брачных союзах с кайтагскими уцмиями. В результате в X—XIII вв. Кайтагское уцмийство значительно усиливается. В его зависимость попадает Акуша-Дарго, хотя в X-XI вв. представлял внушительную силу. Такова и судьба Караха /Уркарах и прилегающие к нему земли/, упоминаемого в последний раз в 1065 г.

В XI-XIII веках происходят серьезные изменения в исторических судьбах раннесредневековых государств Дагестана. «Прежде всего бросается в глаза децентрализация политической власти в большинстве из них /Лакз, Табасаран, Гумик, Сарир/. Одновременно наблюдается усиление таких владений, как Дербентский эмират и Хайдак /Кайтагское уцмийство/, в течение Х-ХII вв. теряют свою самостоятельность Филан и Карах».

В южной части даргинских земель в Кайтаг-Дарго происходят те же процессы, но осложненные более частым внешним вмешательством. Процесс объединения мелких родовых поселков в джамаатские села обозначился здесь, может быть, даже раньше, чем на севере Даргинии (еще в XI в.), и естественными «рамками» для объединения этих сел в общинные союзы, наподобие хуреба, должны были бы стать прежние здешние территориальные единицы — Хайдак, Шандан (Джидан), Зирихгеран, Ал-Карах. Однако это оправдывалось лишь отчасти. В связи с событиями XIII в. уже упоминается отдельно Кара-Кайтаг. В начале XIX в. от Зирихгерана откололись анчибачинцы, образовавшие Ашты, а контроль Кумуха распространился до Кунки и Худуца включительно. Междоусобица в уцмийском доме окончилась падением Кумуха, однако судя по дальнейшим событиям, эти земли вовсе не воссоединились с Зирихгераном. Они стали «территориальным ядром» будущего Вуркун-Дарго. Одновременно письменный источник называет Кала-Курейш отдельным владением. Следовательно, резиденция из Кала-Курейша перенесена в иное место. В Кара-Кайтаге определяются два противостоящих друг другу политических центра: Ашра, где сидит князь-тиран, и Барша — центр объединенных свободных общинников. Ирчамул выступает уже как отдельный территориальный союз (по-видимому, девяти сельских джамаатов). Упомянут и Хабши, но из текста невозможно понять, имеется ли в виду позднейшее общество Гапш или какое-то объединение из трех сел. С концом XIV века связано предание об обособлении Гуца-Дарго, но это же и время крушения «Страны Кайтагской». Зато, когда в XV в. эти земли стали оживать после нашествия Тимура, Кара-Кайтаг, Ирчамул, Гапш (Хабши) и отдельно от него Уркарах названы в источниках «головами Вилайета» (т.е. страны), наряду с ними упомянуты Кала-Курейш, Зирихгеран, Баршли. Вскоре к ним присоединяются Кааба-Дарго. В 1-й половине XVI в. наиболее влиятельными землями Кайтаг-Дарго источники называют Кара-Кайтаг, Ирчамул, Зирихгеран, Хабши (в который теперь входит и Уркарах и, возможно, Кала-Курейш) и Кааба. Упомянут и Башлы, но уже не как отдельное владение, а как резиденция уцмия (как видим, еще не выделились ни Муйре, ни Шуркант, ни Каттаган, ни Маджалискатта). Среди земель Кайтаг-Дарго не упомянута Хамур-Дарго (отсутствие Вуркун-Дарго и Гуца-Дарго вполне объяснимо расширением границ шамхальства Кумухского).

Формирование союзов сел — джамаатов шло и на юге. Возможно, оно началось здесь даже раньше, чем на северо-западе, но массовый приток беженцев в XIII в., междоусобица начала XIV в. катастрофические нашествия Тимура в 1395 и 1396 гг. каждый раз разрушали складывающуюся структуру с поверхности кайтаг-даргинских земель, только-только определивших границы сельских союзов.

Скудные сведения источников все же показывают, что, во-первых, сохранились какие-то остатки прежнего, домонгольского территориально-политического деления (Хайдак, Зирихгеран, Шандан-Баршли и Ал-Карах-Уркарах — Хабши мы видим с IX-X и до XIX вв.), во-вторых, идет процесс политического дробления: самостоятельных владений- «земель» выделяется все больше. На конец века процесс этот здесь сильнее — сложняется проникновением феодальных элементов в среду джамаатских союзов: в XIII в. — это гази, в XIV в. — члены уцмийского рода, их союзники и кумухские родственники, затем тюркоязычные беки (возможно, из Орды). В XV в. возвращен многочисленный уцмийский род, то и дело меняются резиденции правителя (Кала-Курейш, Уркарах, возможно, Кубачи, Маджалис, Башлы), захват уцмием равнины стеснил естественное развитие горных обществ.

Тем не менее, заметно и то, что причины объединения джамаатов в союзы здесь те же, что и на северо-западе: земельная и военная. Для 1-й половины XIV в. источник называет некоторые горы, принадлежащие тому или иному общинному союзу, как общее пастбище для сел. Для Зирихгерана это хребет Варха, для Кааба-Дарго — гора Къяба-Дубура. Более богатые и детальные сведения дают предания, бытующие во многих селах доныне. Средневековый письменный источник «История Кара-Кайтага» повествует о войнах между Кара-Кайтагом и Ирчамулом, о военных действиях кайтагцев против князя из Ашры, о войнах кумухских газиев против иноверного Зирихгерана в начале XIV в. Вполне понятно, что если в качестве воюющей стороны выступает общинный союз, то, следовательно, он был и военной организацией.

Внутреннее развитие общинных союзов Кайтаг-Дарго, по-видимому, было таким же, что и у их северных соседей. В них стали определяться села-лидеры. Уже в начале XIV в. в Кара-Кайтаге таким стало с. Барши. Позже оно соединилось с соседним с. Маи, образовав Барашамай. Для равнинно-предгорных земель подобным центром стало Баршли. По-видимому, преобладал все же «демократический» тип общинного союза, хотя в Зирихгеране сложилась «гегемония» Кубачи, в основе которой также была собственность Кубачинского джамаата на главные пастбища Зирихгерана.

Установив свою власть, уцмий грабил и облагал высокими налогами горные общины. На почве этого происходили частые столкновения их с уцмием. Особенно острый характер носили они в X-XI веках, когда «…власть арабских наместников на местах стала заметно падать. Власть уцмия после падения халифата для дагестанских общин стала невыносимой».

Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что X и начало VIII веков характеризуются развитием террасного земледелия, скотоводства, ростом и совершенствованием ремесла. Недостаток пахотных земель, как и во всем Дагестане, требовал от уркарахского земледельца огромных затрат труда для освоения неудобных и малопригодных для хлебопашества угодий. Нет сомнений в том, что появление мелкотеррасных полей на крутых склонах, относительно удаленных от нынешнего Уркараха угодьях относится к раннему средневековью. Земледелие и скотоводство — экономическая основа производственной деятельности населения Уркараха, как и всего Северного Кавказа.

Правда, определенная часть населения занималась и пчеловодством. Основными возделываемыми культурами были пшеница, ячмень. Обрабатывали землю с помощью легкой деревянной сохи с железным сошником. В животноводстве преобладала отгонная система скотоводства. Эта система являлась весьма рациональной и выгодной формой хозяйствования, поскольку давала возможность основной части населения заниматься оседлым хозяйством, а относительно немногочисленной группе чабанов и пастухов — отгоном и содержанием больших стад мелкого рогатого скота. Важную роль в производственной деятельности уркарахцев играли домашние промыслы: обработка шерсти, кожи крупного рогатого скота, овчины, изготовление тканей —одежды, обуви, войлока, бурок, сельскохозяйственных орудий и т.д.

В Уркарахе, как повсеместно в горных районах Дагестана установилась частная собственность малых семей на возделываемую землю при сохранении собственности общины на пастбища, леса, большинство покосов.

-4