Найти тему

Минойский матриархат.

Дамы в голубом. Фреска. ХV век до нашей эры.
Дамы в голубом. Фреска. ХV век до нашей эры.
Минойская культура является единственным дошедшим до нас памятником матриархального устройства общества. Особенности культуры позволили создать уникальное исскуство, олицетворяющее собой женственность и красоту. Учëные до сих пор гадают, что послужило основой для развития такой необычной системы, как она существовала и почему была разрушена.

Исследователи Крита, где в III тысячелетии до нашей эры зародилась минойская культура, уверены, что женщины здесь занимали особое, привилегированное положение. Главным подтверждением тому служат многочисленные дворцовые фрески. На них женщины изображаются не в замкнутом пространстве гарема (как в древневосточном исскустве), а на улицах посреди возбуждëнной толпы, во время празднеств, в ритуальных танцах или на спортивных мероприятий. Сами фигуры женщин крупнее и лучше прорисованы, они застыли в монументальной неподвижности в отличие от мужчин, изображаемых в движении. Присутствие последних только обозначено на фресках, присутствие первых - совершенно необходимо.

Учëные размышляли над этим феноменом давно, с тех пор как было доказано, что эпохи матриархата не существовало. Откуда могла возникнуть такая культура? Что помогало сохранять её веками? Ответ кроется в регилиозном сознании минойцев. Подобно всём архаичным обществам, они поклонялись богине-матери - Великой богине, и этот культ был связан с земледелием, плодородием и рождением. Женщинам сама природа определила отвечать за эти функции, таким образом, в них видели земной лик богини, еë продолжение. Недаром на минойских фресках сложно отличить смертную женщину от богини. Божество несëт человеку благо, но одновременно оно смертельно опасно, враждебно человеку. Женщины служили промежуточным звеном между людьми и богами: они контактировали с потусторонним миром. Таким образом они защищали дом и семью, обеспечивали размеренное течение жизни и в то же время ставили мужчин в зависимость от себя.

С другой стороны, вся работа, требовавшая физической силы и выносливости, выполнялась мужчинами. Они строили дворцы и храмы, они совершали плавания в Сирию и Египет, изобретали новые технологии обработки металла, развивали ремëсла. Но и женщины не держались в стороне: они не могли уступить мужчинам. И если верно предположение о феминизации мужчин-минойцев, то верно и другое предположение: женщины на Крите были гораздо мужественный своих соратниц в других странах.

Во всей минойской культуре заметна печать феминизма: пристрастие к миниатюрным формам, обилие мелких деталей в росписях и скульптурах, ассиметричные формы, плавные линии, отсутствие строгих канонов. Но самое главное - выбор тем для изображения. У минойцев практически отсутствуют мотивы, характерные для традиционных обществ: война, охота и эротика.

Историки полагают, что феномен минойской культуры кроется в чересчур быстром переходе от общинного строя к государственному. Монументальная архитектура, обработка бронзы, гончарный круг, собственное письмо - всё это появилось на Крите за один-два века, тогда как в других культурах на это уходило тысячелетие. Внезапный скачок в дворцовый период оказался слишком резким, и обществу понадобился сдерживающий фактор, который мог бы замедлить движение вперëд. В такой обстановке, по мнению учëных, женщинам удалось оказаться на первом плане в общественной жизни. Они призваны сохранять традицию, быть консервативными. Это и дало им возможность получить авторитет главных охранительниц религиозных культов и устройства общества.

Так ценой отказа от завоеваний и боевой славы, от быстрого прогресса и технического развития минойской культуре удалось оставить значимый след в истории и стать единственным в мире матриархальным обществом.