Бассине: Чем она болела?
Робер: Ничем. Но в конце концов я её вылечил.
Вчера посмотрела сдачу водевиля «Дамский портной» по пьесе французского драматурга Фрейдо Жоржа. Лёгкая, симпатичная и забавная получилась вещь. По прочтении пьесы (в переводе Татьяны Пешковой) я, было, задумалась, почему выбор пал именно на такой материал, но, по-видимому, нашему ТЮЗу и правда не хватало водевиля.
Первое действие – прихожая в доме доктора Мулино. Эту ночь Робер Мулино (Павел Ознобишин) провёл не дома, а на скамейке в ожидании Сюзанн Обен (Татьяна Пешкова), но она так и не пришла, отчего незадачливому любовнику пришлось мёрзнуть всю ночь. И никто бы ничего не узнал, если бы Робер не забыл дома ключ, а его нетронутая постель не попала в поле зрения жены Ивонн Мульно (Анна Сопко). Естественно, подобные обстоятельства требуют объяснений, и Робер тут же на ходу сочиняет небылицы про смертельную болезнь месье Бассине (Яков Рудаков), которому тут же не жить не быть надо явиться и поставить под сомнение легенду Робера... В довершение ко всему с неизбежностью природной катастрофы является тёща – мадам Эгревиль (Ирина Викторовна Шишенина).
Естественно, в такой обстановке видеться с Сюзанной становится невозможно, и решение находится само собой: месье Бассине готов сдать квартиру, из которой только-только спешно выселилась портниха, оставив часть своих вещей. И всё бы ничего, только квартира тут же становится нужна и Роберу, и его тёще, а сломанный замок препятствует приватному общению любовников, пропуская то хозяина квартиры, то мужа Сюзанны, то его любовницу Розу де Монтлимар (Анна Демакова), то жену с тёщей... Разумеется, перед каждым явившемся приходится объясняться, что здесь происходит, а легенда то ли с портным Бзиком, то ли с хозяйкой квартиры Сюзанн обрастает всё новыми подробностями, которые, мягко говоря, никак не вяжутся между собой.
Но всякий влюблённый (или влюблённая), увы, обманываться рад. И даже перед лицом дерзкой, наглой и бессовестной лжи каждый – в конце концов – довольствуется объяснениями своего партнёра, какими бы странными, нелепыми и фантастическими они ни были.
Впрочем, стоит заметить, что каждый обманщик в этой ситуации выглядит комически, что усиливается актёрской игрой и музыкальным оформлением в виде немого кино с настоящим тапёром (Марк Либерзон) и аутентичными комментариями в узорчатых рамочках. И, вроде бы, хочется сделать простой и естественный вывод, что «обманывать нехорошо», но руки так и тянутся дописать: «нехорошо, но иногда можно», уж простите мне это хулиганство.
Автор: Марина Щелканова