Найти тему
Заметки Нумизмата

Рогожка - единство купцов и ямщиков. Купечество на Руси

Приветствуем читателей дзен-канала «Заметки нумизмата». Продолжаем рассказывать о русском купечестве, о людях известных в купеческих средах. Давайте поговорим о том, где же купцы торговали? Пассажи, большие торговые центры, ярмарки- известные места торговли, но важное место в торговле, в том числе и в Москве, занимали так называемые-торги, большие, часто полуоткрытые рынки.

Большое количество палаток под открытым небом, в определенных зонах Москвы, где шел бойкий торг. Начнем рассказ с самого интересного, Рогожского.

-2

Так случилось, что в одном месте, сошлось несколько важных элементов: две дороги на восток расходятся от нынешнего Рогожского вала. Владимирский тракт, Владимирская дорога и старая дорога Носовиха, как два зубца вилки идут на восток, а между ними многочисленные промышленные села. Почему промышленные? Зона на востоке от Москвы отличалась очень низкоплодородными почвами, болота, железистая вода. Сельское хозяйство было крайне невыгодным, убыточным. Вплоть до начала 20 века многие области назывались не иначе как, пустошью, никто здесь не жил. Остатки их, это Измайловский парк и все что за ним тянется, те самые леса да пустоши.

-3

Во времена императрицы Елизаветы Петровны, окружили Москву последним оборонительным рубежом, крепостную стену конечно же уже не строили.

-4

Более сорока километров вокруг Москвы из естественных оврагов и прорытых углублений и создали защитную линию. С Московской стороны стояли дозорные вышки, ночами освещавшие местность большими факелами. Если человек с задумкой недоброй хотел в Москву тайно попасть, не войти через официальные ворота, а именно тайно, незаметно, должен был в глубь оврага спустится. Тут он как на ладони с дозорных вышек был виден.

-5

Удачное, идеальное решение именно на востоке Москвы, в районе современной Площади Ильича и находились тогда- Рогожские ворота.

-6

«В доме 8/1 у заставы Ильича, жил высокий гражданин по прозванию «каланча»». Именно в этом месте застава Ильича переименована из Рогожской заставы. Крестьяне шли с востока Москвы к Рогожским воротам, здесь располагалась со времен уже Екатерины II - старообрядческая Рогожская слобода, духовный центр старообрядцев. Приходили сюда крестьяне помолиться, да и поторговать.

-7

Сюда же съезжались со всех концов многочисленные ямщики, извозчики.

-8
-9

Появились большие извозчицкие семьи, и главная ямщицкая семья Москвы, знаменитые Коровины и их помощники Ершовы, все здесь жили, возле Рогожки.

А почему же Рогожка, название откуда такое?

-10

Торговали под открытым небом, на грубой ткани из рогоза, расстилали на земле, раскладывали товары, предлагали кому что надо.

-11

К купеческому сословию эти крестьяне не относились, сами зачастую продать жителям не могли, перепродавали торговцам, те своих помощников присылали и поторговавшись товар забирали.

-12

Лишь в выходные могли старообрядцы свои товары здесь на Рогожке продать.

Савва Морозов, основатель знаменитой династии, из своего села Никольского шел 120 вёрст в Москву, с сыновьями, было ему уже сильно за 50 лет. В 51 год свободу только получил, выкупил себя с четырьмя сыновьями из крепостнической зависимости, некоторые в таком возрасте уже о другом мире думать начинают, а Савва Васильевич только жить начал.

-13

Любимого сына Тимофея родил в 53 года, ходил пешком исключительно. Накладывал товары, ткани свои, на телеги и с сыновьями рядом шел. Говорил, что больше здоровья будет и больше товаров положить можно.

-14

Шел сначала до города, который назывался в прошлом Рогож, где те самые рогожи выделывали. При Екатерине II город получил новое название Богородск, а в наши дни город Ногинск.

Здесь с сыновьями останавливался на ночлег, а утром рано вставал, забирал свежие рогожи и доходил до заставы в Москве. Помолившись в храме старообрядческом, раскладывал товар, часто ткани на кирпичи менял и также полтора дня шел в свое Никольское.

-15

Шесть фабрик кирпичных построил еще при своей жизни, в одном только Никольском, да еще в других городах успел прикупить, да перестроить кое-что. Также и другие старообрядцы стремились сюда к Рогожской заставе, а многочисленные ямщики Коровинские, товары дальше по всей стране развозили.

Властям конечно это не нравилось сильно, против старообрядцев постоянно возникали различные акции, санкции современным языком говоря, вплоть до желания вообще их всех истребить, ну а для начала хотя бы дела экономически подорвать. Бывало разоряли лавки, конфисковывали товары, врывались в общины и дома, забирали все ценное что есть. Самое главное для старообрядцев было спасти и вовремя спрятать иконы старинные, до раскола еще написанные и книги, зачастую рукописные.

Типографии в печать книги старообрядцев не брали, приходилось вспоминать, как в былые, древние времена переписывали книги вручную. Но зато держались друг за друга прочно и старообрядческие предприятия, заводы и фабрики построенные Морозовыми, Мамонтовыми, Кузнецовыми, буквально росли на глазах, в разы быстрее своих конкурентов. Почему? Община помогала всяко, давала деньги на завод, а если проблемы какие-то возникали, завод на содержание брала, позволяла пережить трудности, в конце концов выкупить товар и среди своих распределить, но не дать прогореть делу старообрядческому. За счет этого и выживали, а проходила какая-то волна, менялись цены и глядишь предприятие вчера убыточное уже в числе лидеров и снова большие деньги зарабатывает и принадлежит общине старообрядческой.

Вот так Рогожский торг и стал самым мощным, популярным в Москве. Здесь вращалась значительная часть капитала Российской империи, за исключением помещичьих и дворянских денег, ну а после «великой свободы», указа «о свободе вероисповедания» в апреле 1905 года, старообрядческие купцы почувствовали новую жизнь.

-16

Многочисленные храмы открыли, построили. В пассажах места себе брали, конечно и раньше брали, но чаще сажали там подставных людей, во избежание тех самых погромов и разорения от властей. После 1905 года сами знаменитые купцы могли в торговых рядах стоять и честно об этом говорить, какой ряд да какой пассаж кому принадлежит, хвастаться богатством друг перед другом.

-17

Конечно же большое влияние на торговлю, оказала железная дорога середины 19 века. Россия постепенно железной дорогой обрастает и власти понимают, старообрядцев можно подорвать построив железную дорогу прямо у них под боком, что и происходит. Рядом с Рогожской слободой, с Рогожской заставой появляется новый Московский вокзал «Нижегородский», до наших дней не сохранился. Деревянное, одноэтажное здание, большое но не сильно красивое, главная задача -товары по железной дороге возить, прекратить успешную деятельность ямщиков, старообрядцев Коровиных и их сотоварищей. Слободу поджигают буквально на следующий год, сильный пожар значительную часть уничтожает. Через 20 лет железную дорогу уже продлили до самого центра Москвы.

-18

Курский вокзал появился и прямо как по мановению волшебной палочки, на следующий год снова пожар, опять горит слобода. После этого пожара ямщицкое дело захирело, железная дорога свое взяла, но старообрядцев так просто не проймешь.

Савва Васильевич и сыновья его вовремя подсуетились, нужных людей на железную дорогу устроили и вот глядишь, а дорога-то прошла точно через село Орехово, где 6 фабрик построенных стоят. И уже не нужны старообрядцам ямщики, все по железной дороге сами доставить могут. Проходит еще несколько лет и отдельная ветка в село Захарово проходит, станция в наших дни так называется "Захарово", а там фабрика Захаровичей, потомков Саввы Васильевича от сына Захара и опять по железной дороге, по всей стране можно товары перевозить. Еще и Тверские мануфактуры выкупают, назначают старшим на них сына Абрама, а стоят Тверские мануфактуры аккурат посередине между Петербургом и Москвой. Вот так старообрядцы несмотря на все противодействия властей смогли свои капиталы сохранить, приумножить да и дело развивать.

До новых встреч! Подписывайтесь на наш ютуб канал, где опубликовано много интересных и познавательных видео. Посетите наш магазин монет, где вы можете приобрести монеты, показанные в роликах.