Найти тему
Трансмашхолдинг

Ориентация на Восток: тенденции российского экспорта в новых условиях

За минувший год конъюнктура рынка сбыта отечественной железнодорожной техники и смежных технологий за рубеж существенно изменилась в условиях введенных против России санкций. Перемены затронули экспорт во многих областях, включая географию поставок, логистику и номенклатуру продукции. Своим мнением об этих изменениях и перспективах на глобальном рынке с «Техникой железных дорог» поделились эксперты ТМХ.

-2

А.А. Пеканов, руководитель Департамента развития и контроля системы сбыта АО «Трансмашхолдинг»

Группа ТМХ на протяжении многих лет вносит весомый вклад в развитие гражданского неэнергетического высокотехнологичного экспорта Российской Федерации. За последние пять лет за рубеж было поставлено продукции на сумму более чем 142 млрд рублей.

Традиционными и стабильными рынками для компании являются граничащие с Россией страны с железнодорожной колеей 1520 мм – Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Монголия и Узбекистан. В последние годы впервые был реализован ряд проектов развития экспорта в таких странах, как Грузия, Египет, Индия, Киргизия и Туркменистан. Номенклатура поставляемой продукции включает в себя локомотивы, пассажирские вагоны, поезда метро, электропоезда, а также запчасти и компоненты для обслуживания техники.

Холдинг активно продолжает работу по обеспечению технологического суверенитета России. В прошлом году была проведена масштабная и кропотливая работа по поиску альтернативных комплектующих для производства подвижного состава. Выполнена замена порядка 7 тыс. наименований импортных комплектующих на отечественные на всей технике. На сегодняшний день нет ограничений для стабильного выпуска любой продукции из продуктового портфеля компании.

Группа ТМХ продолжает успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями подвижного состава как на территории пространства 1520, так и на мировом рынке.

В Египте в дополнение к контракту на поставку 1 350 пассажирских вагонов общей стоимостью более 1 млрд евро, заключенному по итогам международного тендера в 2018 году, в 2022–2023 годы был подписан пакет соглашений, предусматривающих дополнительную поставку 50 вагонов с зонами для вендинговых автоматов и организацию 12-летнего технического обслуживания вагонного парка на сумму 430 млн евро.

В апреле 2023 года одержана победа в международном тендере Индийских железных дорог на производство, поставку и долгосрочное сервисное обслуживание 120 шестнадцативагонных (всего 1 920 вагонов) электропоездов дальнего следования общей стоимостью до 6,5 млрд долларов. Ценовое предложение консорциума, в который входила Группа ТМХ, признали предпочтительным, при этом участниками конкурса было большинство мировых производителей этой техники.

В настоящее время Группа ТМХ продолжает переговоры с рядом стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в которых есть высокий спрос на локомотивы, дизель-поезда и пассажирские вагоны. При этом совместно с российскими институтами развития, такими как РЭЦ, ВЭБ.РФ, ФРП, компания предлагает на рынках сбыта комплексную модель поставки и сопровождения продукции на жизненном цикле, включающую предоставление льготного финансирования поставщика, субсидирование части затратна создание сервисного центра в стране поставки и другие преференции. Это и позволяет поддерживать высокую конкурентоспособность российского производителя железнодорожной техники на мировом рынке, постоянно раздвигая границы своего присутствия.

-3

А.М. Романчиков, генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы»

Группа ТМХ-ИС предлагает заказчикам широкий спектр продукции, включая как традиционные системы управления движением – МПЦ и рельсовые цепи, отвечающие современным мировым стандартам по безопасности и надежности, так и инновационные решения на базе искусственного интеллекта и машинного зрения – системы обнаружения препятствий, дистанционного управления подвижным составом и систему видеоконтроля при движении вагонами вперед.

Наша компания готова предлагать свои решения для магистральных железных дорог, метрополитенов и крупных промышленных предприятий.

Так, например, на рынке Казахстана ТМХ-ИС работает с 2018 года. За это время успешно реализован пилотный проект по внедрению системы микропроцессорной централизации CTRL@LOCK 400 на станции Майлытагай, ведется работа по ее внедрению на других участках в рамках инвестиционной программы АО «НК«КТЖ».В начале 2023 года был заключен контракт с одним из крупнейших угледобывающих предприятий Казахстана на поставку CTRL@VISION WE – системы видеоконтроля при движении вагонами вперед, которая позволит минимизировать риски сходов и столкновений подвижного состава, а также травмирования работников – составителей поездов. Летом 2023 года с этой же компанией планируем запустить в эксплуатацию систему МПЦ CTRL@LOCK 200.

На рынке Узбекистана ТМХ-ИС работает с 2020 года. За это время были внедрены современные системы МПЦ CTRL@LOCK 200 на предприятиях Алмалыкского горно-металлургического комбината, Ташкентском металлургическом заводе и Шуртанском газохимическом комплексе. Компания «Транстелесофт» (входит в дивизион ТМХ-Группа ТМХ-ИС) активно экспортирует систему локомотивной безопасности «БОРТ» в Казахстан. Так, с 2019 года в Казахстане ею было оборудовано порядка 150 локомотивов. В апреле 2023 года комплект оборудования «БОРТ» поставлен в Узбекистан и готовится к установке на локомотив. В получении этой технологии также заинтересованы железнодорожные компании Кыргызстана и Туркменистана.

В части логистики мы сделали упор на локализацию производства и использование преференций локального производителя. В частности, в апреле 2023 года мы открыли современную производственную площадку по выпуску систем микропроцессорной централизации CTRL@LOCK 400 на базе Астанинского эксплуатационного локомотивного депо. Координировать работу площадки и взаимодействие с заказчиками как в Казахстане,так и в других странах СНГ будет наше представительство – компания «ЛокоТехСигнал Азия», которая была открыта еще в 2018 году. Сегодня компания стала полноценным центром компетенций, который занимается проектированием, разработкой и реализацией проектов в сфере железнодорожной автоматики. Также в апреле этого года в Казахстане была открыта еще одна площадка для локализации производства локомотивных бортовых систем безопасности «БОРТ».

Важнейшим критерием развития экспорта в современных реалиях является увеличение уровня локализации. Чем он выше, тем больше перспектив у продукта. Это помогает нивелировать логистические риски, а также создает преференции для локальных производителей со стороны государства – приоритетные условия для участия в тендерах.

"Техника железных дорог"