Найти в Дзене
kino-and-more

Жена Хармса: полная трагедий и неожиданных поворотов судьба "Фефюльки"

Просто чудо, что удалось найти эту женщину, жену поэта Даниила Хармса Марину. Уже в 21 веке, в Венесуэле! Исследователь творчества Хармса Владимир Глоцер не только нашел ее, но и записал воспоминания, из которых получилась книга "Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс". Книжка небольшая, читается на одном дыхании и впечатление оставляет ошеломляющее. В ней, со всей наивностью, безыскусностью, от первого лица, пересказываются фрагменты прошлого, вспышки воспоминаний о жизни с Хармсом и без него. Марина, в девичестве Малич, родилась в 1912-м году в дворянской семье. В ее роду были Голицыны. Мать оставила ее почти сразу же после рождения и укатила в Париж. Кто был отец - Марина не знала. Ее воспитывали бабушка и тетка. Девочка росла очень открытой, экспрессивной, но ее часто одергивали за проявления радости и сверхэмоциональность. Учеба ей давалась легко, особенно - французский язык. В будущем это спасёт ей жизнь. Сначала Хармс, который на тот момент уже был разведен со своей первой женой
Оглавление

Просто чудо, что удалось найти эту женщину, жену поэта Даниила Хармса Марину. Уже в 21 веке, в Венесуэле! Исследователь творчества Хармса Владимир Глоцер не только нашел ее, но и записал воспоминания, из которых получилась книга "Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс".

Хармс и Марина. Даня и Фефюлька
Хармс и Марина. Даня и Фефюлька

Книжка небольшая, читается на одном дыхании и впечатление оставляет ошеломляющее. В ней, со всей наивностью, безыскусностью, от первого лица, пересказываются фрагменты прошлого, вспышки воспоминаний о жизни с Хармсом и без него.

Детство без матери

Марина, в девичестве Малич, родилась в 1912-м году в дворянской семье. В ее роду были Голицыны. Мать оставила ее почти сразу же после рождения и укатила в Париж. Кто был отец - Марина не знала. Ее воспитывали бабушка и тетка. Девочка росла очень открытой, экспрессивной, но ее часто одергивали за проявления радости и сверхэмоциональность. Учеба ей давалась легко, особенно - французский язык. В будущем это спасёт ей жизнь.

Знакомство с Хармсом

Сначала Хармс, который на тот момент уже был разведен со своей первой женой, ухаживал за ее двоюродной сестрой, но однажды той не оказалось дома, и на свидание со странно одетым парнем с пронзительно-голубыми глазами пошла Марина. Она согласилась на это с радостью, и впредь следовала за ним, куда бы он ни позвал. Он позвал ее замуж. Она совпала с ним по детскости, ребячливости. Марину не пугало, когда Хармс ночью будил ее и предлагал ловить несуществующих крыс - она тут же включалась в игру и восторженно визжала. А также со смехом красила вместе с ним печку в коммуналке в розовый цвет. Он называл ее Фефюлькой и посвящал стихи.

Марина Малич, жена Хармса
Марина Малич, жена Хармса

Жена гения

Она не требовала от мужа зарабатывать, даже когда они голодали. Хармса не печатали, он спал до обеда и что-то придумывал по ночам. Лишь изредка удавалось продать детские стихи. Ей нравилось практически все, что он сочинял, и всё смешило. А потом обнаружилась его нездоровая страсть буквально к каждой женщине, к каждой он хотел залезть под юбку, чего и не думал скрывать от жены. Марина терпела, страдала, думала, что все его друзья над ней смеются, но верила, что Даня всё равно ее любит!

Под поезд

Однажды терпение Марины лопнуло, и она помчалась на железнодорожную станцию, чтобы броситься под поезд как Анна Каренина. Просидела там несколько часов, пропустила несколько поездов и решила, что будет жить. После этого она охладела к Хармсу и его изменам, но вернулась, так как жить ей было негде. С тех пор она воспринимала его скорее как брата, родного человека, талантливого и совершенно беззащитного, странного и как будто не понимающего, в каком времени он живет.

Марина Малич и Даниил Хармс
Марина Малич и Даниил Хармс

Арест

Хармса арестовывали дважды: в первый раз в 1931 году, вместе с "антисоветской группой писателей", а во второй раз - в 1941-м, по доносу, "за пораженческие высказывания о войне". В тюрьме он провел полгода и умер, отощав до состояния скелета. Марина, которая все это время металась, пытаясь что-то передать ему, как-то помочь, снова была на грани. К тому же она находилась в блокадном Ленинграде, где смерть подошла к каждому жителю максимально близко.

Эвакуация и фашисты

Марине удалось попасть в число эвакуированных как жене литератора. Совершенно ужасна была ее дорога из блокадного Ленинграда, в грузовике с наваленными как дрова телами других полуживых людей, а затем в поезде, где она чуть не умерла от дизентерии. Этот фрагмент перекликается с дневником ленинградской студентки Зинаиды Седельниковой:

Наконец, Марина попала в деревню на Кавказе, где стала работать на скотном дворе, подружилась с девушкой-еврейкой. Вскоре в деревню зашли немцы. Всех евреев они заставили рыть себе могилы и расстреляли, и ее подругу тоже, а остальных здоровых жителей погнали в Германию на принудительные работы.

Жизнь в Германии

Марину определили на работу в дом к жестокой хозяйке, которая ее постоянно унижала. И снова до самоубийства оставлался буквально шаг, но нашлась женщина, тоже из остарбайтеров, которая умолила ее этого не делать. А еще Марина познакомилась в парке с добрым стариком-немцем, а потом и с его женой, и они даже пытались вступиться за нее перед хозяйкой, но безуспешно.

"Француженка"

Затем Марину передали другой хозяйке. В это время уже начались бомбежки Берлина, и она, воспользовавшись всеобщей паникой, сбежала из дома. Знакомые старички-немцы посоветовали ей выдать себя за француженку, чтобы, когда все закончится, уехать во Францию. Сначала она пробралась в лагерь французских военнопленных, а когда началась депортация, рассказала на идеальном французском выдуманную историю, назвав "свой" адрес, придумав имена родителей и всё остальное. Ей поверили, и Марина поехала в Париж, где жила ее русская мать с новым мужем.

Марина в эмиграции
Марина в эмиграции

Роман с отчимом

Мать практически упала в обморок, увидев дочь, которую оставила в младенчестве. А дочь была холодна, цинична и смотрела на всё как будто со стороны. В нее сразу же влюбился отчим, который был старше Марины на 25 лет. И Марина ему не отказала. Конечно, был жуткий скандал. Мать даже написала на дочь донос, чтобы ее вернули в СССР, но не вышло. Марина родила сына и стала женой Дмитрия Вышеславцева.

Венесуэла, новый муж и книжный магазин

Семья перебралась в Венесуэллу, где Марина развелась с мужем, не в последнюю очередь из-за большой разницы в возрасте. Третьим и последним мужем Марины стал Юрий Дурново. Он был, так же, как и Марина, потомком известного дворянского рода. Вместе они владели магазинчиком религиозно-философской и оккультной литературы. Интерес к оккультным наукам, а также к разным верованиям и йоге, когда-то привил Марине Хармс.

Марина Малич-Дурново
Марина Малич-Дурново

Не прощу

Марина не смогла простить советской власти то, что та сделала с ее Даней:

"Я все думаю: зачем, зачем мучили? за что?! кому он мешал? писал детские книжки..."

В последние годы, уже после смерти мужа, она жила в США у сына, который переехал туда ранее. Умерла в 90 лет. Марина много раз повторяла в интервью, то ли убеждая, то ли успокаивая себя, что Хармс ее любил, любил, любил, и находила множество тому доказательств.

Марина Малич-Дурново с портретом Хармса, 2002 год
Марина Малич-Дурново с портретом Хармса, 2002 год

В 2016-м был снят художественный фильм о Хармсе, авторы которого явно читали воспоминания его жены:

А здесь история о французской жене Петрова-Водкина, тоже очень интересная:

И другие мемуары о судьбах людей XX века:

Мемуары ХХ века

Спасибо за лайк! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.