1. Миф как он есть.
Великий мудрец, создатель Махабхараты и дед кауравов и пандавов, родился на острове посреди реки Ямуны. Его мать звали Сатьявати. Вместе со своим отчимом она занималась перевозкой на лодке через реку.
Однажды по этим местам проходил святой отшельник Парашара. Пораженный ее красотой, он обратился к ней с желанием вступить с ней в связь. Сатьявати ответила, что на обоих берегах Ямуны стоят риши, которые могут увидеть их. Тогда Парашара создал туман, который окутал мудреца и девушку как темнотой. Сатьявати попросила сохранить ей девственность после соития. Отшельник обещал выполнить ее желание. Она зачала после связи с мудрецом. Так родился мудрец Вьяса, известный под именами Двайпаяна («островитянин»), Вьяса («составитель») и Кришна («черный»). С разрешения матери он предался подвижничеству.
Прошло много времени. Сатьявати стала женой Шантану. У них родились два сына: Читрангада и Вичитравирья. Читрангада правил недолго и погиб, не оставив детей. Царем стал Вичитравирья. Бхишма женил его на дочерях царя Каши Амбике и Амбалике. Семь лет он жил со своими женами и пришел к истощению. Сатьявати вспомнила о Вьясе, чтобы он произвел детей от жен Вичитравирьи. Нужно сказать, что у него был очень странный внешний вид.
Как только она подумала о своем сыне, он тут же появился перед ней. Мать расплакалась, увидев его после долгой разлуки. Вьяса сказал, что он произведет сыновей, но жены Вичитравирьи должны очиститься в течение года.
Адипарва. Глава 99. Шлоки 42 — 43.
«Вьяса сказал:
… Если царевна страны Косалы вынесет мой запах, облик, вид и тело, то она сегодня же воспримет лучший зародыш».
Сатьявати обратилась к невестке. Женщина согласилась с ее предложениями. Оставив ее одну, Сатьявати сообщила, что сегодня ночью к ней придет Вьяса. Совершив омовение, царевна Каши ждала прихода мудреца, лежа на ложе.
Адипарва. Глава 100. Шлоки 1 — 10.
«Вайшампаяна сказал:
… Увидев рыжие волосы Кришны, его сверкающие глаза и меднокрасную бороду и усы, царица закрыла глаза. Желая сделать приятное матери, он сочетался с нею ночью, но дочь царя Каши из страха не могла смотреть на него...».
Утром он сказал матери, что родится сын, одаренный разумом и доблестью, но из-за оплошности матери он будет слепой.
После рождения мальчика Сатьявати уговорила другую невестку. Мудрец явился к ней. Увидев его, Амбалика побледнела. У нее родился сын Панду.
После рождения Видуры от рабыни Вьяса удалился. Но мы не прощаемся с отшельником. Мудрец будет постоянным гостем наших страниц.
2.Где в мифе история.
История, изложенная Сатьявати Бхишме, проста и наивна. Но она скрывает слишком много тайн. О своих матери и отце Сатьявати совсем ничего не говорит. Легендарные сведения, разумеется, в счет не идут. В них много сказочного. Почти никаких сведений нет и об отце Вьясы. Он странствует по просторам страны, в событиях участия почти не принимает. Что мы можем сказать о родителях мудреца?
Брахман Парашара совершенно не брезглив, коль уж соблазнился девушкой с сильным рыбьим запахом, работающей на перевозе через Ямуну. Он совсем не думает о своем потомстве, оставив девушку одну воспитывать своего ребенка. Из дальнейшего повествования станет известно, что по официальной версии Сатьявати, став матерью Вьясы, приглянулась царю Шантану, владыке Хастинапура. Текст просто умалчивает, в каком она тогда была возрасте. Можно считать, что ей тогда было между 20 и 40 годами. Тогда следует предположить, что Сатьявати оставила своего сына, когда он еще не стал взрослым. Ведь, чтобы понравиться царю Шантане, она должна быть еще молодой и красивой! Но возникает вопрос: как великий мудрец Вьяса достиг такого высокого положения, если он имел в своей родословной мать-рыбачку и был оставлен родителями в юном возрасте? Где он воспитывался, кто занимался его воспитанием? Все это очень странно. Но, вероятно, можно считать Вьясу принадлежащим к племени матсья. А чудесное удаление запаха рыбы, как и возвращение девственности ничем не вызвано, если не считать необходимости появления Сатьявати в столице кауравов в качестве жены царя Шантану в дальнейшем.
Но что за муки с этой девственностью? Ее потеря в определенный момент жизни каждой женщины абсолютно естественное явление. Зачем необходимо ее возвращать, если по нормам природы девушка уже стала женщиной? Подобное насилие над природой необходимо авторам Махабхараты всякий раз, когда появляется необходимость вновь выдать женщину за другого мужчину. Женщина, в отличие от девушки, выйти замуж не может, так как ни один мужчина — в соответствии с обычаем — не возьмет жену, лишенную девственности другим мужчиной. Противоречие решается просто: дар богов или брахманов — и девственность возвращается. Так девственность возвращается к Сатьявати, затем — как читатель узнает позже — к Кунти и — как мы уже знаем — четырежды (!) к Драупади. Ничем иным, как чудом это не объяснить, а чудом можно объяснить все что угодно. Авторам Махабхараты проще совершить насилие над природой и логикой, чем нарушить существующие обычаи.
Итак, о годах жизни Вьясы с момента рождения и до его первого появления в Хастинапуре мы ничего не знаем. Единственное, что можно сказать наверняка — это то, что на тот момент ему никак не меньше двадцати лет жизни. Внешний вид его поражает резким отличием от всех окружающих. И не только вид. Запах!!!
Запах его не благоуханный, а известно, как щепетильно женщины относятся к запаху мужского тела. Вид, запах и облик мудреца Вьясы не просто неестественный, он отталкивающий! Приятным телом и запахом наслаждаются, а выносят с трудом что-то безобразное и не вмещающееся в рамки общепринятого. Не исключено, что и рыжие волосы и меднокрасная борода Вьясы имеют не естественное, а искусственное происхождение. Вероятно, и отвратительный запах тоже создан искусственно. Откуда такие странные, поразительные для всех признаки? Что скрывается за ними? Презрение к людям? Стремление навязать свою точку зрения, несмотря на нежелание окружающих? Вера в собственную исключительность? В любом случае — это желание жить по собственным правилам без всякой оглядки на мнения людей.
Вспомним, что Вьяса был оставлен матерью в раннем возрасте — предположительно лет десяти-двенадцати. Логично будет предположить, что мать не просто выкинула своего ребенка за дверь, а отдала его родному отцу — Парашаре. Великий мудрец, будучи бродячим брахманом, и сына своего сделал последователем своего учения и таким же как сам бродягой-брахманом. Что же это за учение? Вспомним, что на протяжении всей истории человечества, на всем пространстве Евразии, время от времени возникали тайные религиозные ордена, члены которых отличались нарочитым эпатажем, вызовом общественному мнению буквально во всем — идеологии, поведении и даже внешности. Такими были и киники Древней Греции, и исмаилиты в мире ислама, францисканцы и тамплиеры в Западной Европе, опричники Ивана Грозного в Московском государстве и даже — в наше время — эсэсовцы в нацистской Германии и джайны в древней и современной Индии.
Таким образом, логично предположить,что Парашара, а затем и Вьяса были членами некоего тайного религиозного ордена, главной отличительной особенностью которых были окрашенные в красный цвет волосы и борода, отвратительный запах и неаккуратность в одежде.
Что касается идеологии этого ордена, то о ней мы будем узнавать постепенно, в течение всего повествования. А сейчас мы можем сказать только то, что они очень легко шли на нарушение норм морали, обычаев и традиций того времени. Из уже исследованного нами материала Махабхараты наиболее ярким подтверждением этому служит эпизод «Сваямвара», где Вьяса совершает вопиющее нарушение существующих норм — выдает одну женщину за пятерых мужчин. Таким же нарушением морали выглядят и события в Варанавате, убийства семерых человек, поджог, бегство и клевета — все ломает привычные установки и традиции.