Найти в Дзене
Minsknews.by

Этот день в истории: 26 мая

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 26 мая в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1829 год. Невероятная победа русского брига «Меркурий» в бою у Босфора

-2

В ходе Русско-турецкой войны 18-пушечный «Меркурий» под командованием уроженца Витебской губернии капитан-лейтенанта Александра Казарского в одиночку одержал победу над двумя настигнувшими его линкорами врага — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». Умело маневрируя, бриг сбил ядрами всю парусную оснастку неприятеля, лишив турок возможности дальнейшего преследования. «Меркурий» с 22 пробоинами в корпусе и 297 различными повреждениями, потеряв убитыми всего четырех человек, возвратился в Севастополь.

Соотношение сил в том бою не может не поражать – 18 пушек против 184, 115 человек против 1 200… Победа скромного русского брига над двумя самыми крупными и быстроходными кораблями турецкой эскадры казалась настолько невероятной, что многие, особенно за рубежом, отказывались в нее верить. До тех пор, пока доблесть Казарского и его команды не подтвердили сами поверженные турки. В ознаменование этого подвига в Севастополе был установлен памятник с надписью на пьедестале: «Казарскому. Потомству в пример…». К слову, это был первый памятник в городе. А знаменитый художник Айвазовский написал несколько картин с изображением боя. Самому же «Меркурию» и отличившемуся ранее линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота были присвоены почетные георгиевские флаги. Для экипажей кораблей установили ношение на бескозырках черно-оранжевой ленты: черный цвет символизировал порох, оранжевый — пламя.

1938 год. В Германии, в 80 километрах от Ганновера, заложен первый камень в фундамент завода «Фольксваген»

-3

Здесь планировалось организовать производство недорогих, малолитражных машин для «широких масс трудящихся». Немецкое правительство декларировало, что со временем «Фольксваген» (в переводе – «народный автомобиль») станет доступен каждому немцу. Знаменитый «Фольксваген-жук» был разработан выдающимся немецким конструктором Фердинандом Порше еще в 1933—1936 годах, однако его крупномасштабное производство началось только после краха Третьего рейха. А по настоящему «народным автомобилем» «Фольксваген» стал после восстановления экономики Западной Германии.

1967 год. Вышел Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band – альбом The Beatles, неоднократно называвшийся лучшим рок-альбомом всех времен

-4

«Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», восьмой альбом в дискографии ливерпульской четверки, был записан за 129 дней. Авторство всех его песен принадлежит Джону Леннону и Полу Маккартни, за исключением Within You Without You, которую сочинил Джордж Харрисон. Диск стал одним из первых концептуальных альбомов, а также предвосхитил начало эпохи хиппи и расцвета психоделического рока. Реакция на релиз альбома была беспрецедентной. Американское радио играло песни с него дни напролет; критик Times Кеннет Тайней назвал его «решающим моментом в истории западной цивилизации».

Альбом продержался на вершине чарта Биллборда 15 недель и оставался в пятерке лучших, когда шесть месяцев спустя новый лонгплей The Beatles – Magical Mystery Tour – возглавил хит-парады.

1995 год. Состоялось торжественное снятие границ между Беларусью и Россией

-5

Церемония прошла на пограничном переходе Редьки – Красное. Президент Беларуси Александр Лукашенко и премьер-министр России Виктор Черномырдин сначала выкопали пограничный столб, «ликвидировав» государственную границу, затем убрали шлагбаум, мешавший свободному проезду автомобилей, и, наконец, посадили дерево.

Исторически граница между нашими странами была образована в 1990 году, после того как Беларусь обрела суверенитет. В 1995-м было подписано соглашение о Таможенном союзе, после чего таможенный и пограничный контроль были упразднены. Через год, в 1996-м, главы государств подписали Договор о Сообществе России и Беларуси, а в 1997-м преобразовали его в Союз. 8 декабря 1999 года было сформировано Союзное государство с единым миграционным пространством. Это значит, что путешествия можно совершать по внутренним паспортам. Авиаперелеты между братскими странами считаются «домашними», а во время поездки по железной дороге не требуется проходить таможенную проверку.

К слову, протяженность российско-белорусской границы составляет 1 тыс. 239 км. Ее пересекают шесть железных дорог и 13 крупных автотрасс. Делимитация границ не проводилась.

2003 год. При заходе на посадку в аэропорт турецкого города Трабзон разбился украинский Як-42 с миротворцами

-6

На борту находились испанские военнослужащие, возвращавшиеся на родину из Афганистана, где они провели четыре месяца в составе международного миротворческого контингента. Поскольку в тот момент у испанских ВВС не хватало транспортных самолетов, Минобороны этой страны арендовало лайнер украинской авиакомпании «Средиземноморские авиалинии».

В турецком аэропорту Як-42 должен был совершить промежуточную посадку для дозаправки. Первые две попытки оказались неудачными: летчики не смогли посадить самолет из-за того, что в условиях густого тумана не видели взлетно-посадочную полосу. Третья попытка стала роковой – на высоте 1 400 метров лайнер врезался в склон горы. Погибли все находившиеся на борту: 62 испанских миротворца – в том числе 18 офицеров, 33 капрала и 11 рядовых, – 12 членов экипажа, являвшихся гражданами Украины, а также один белорус – флайт-менеджер (специалист по планированию и организации грузовых и пассажирских перевозок на авиатранспорте) Дмитрий Молочко. Всего 75 человек.

В ноябре 2005 года международная комиссия специалистов из Испании, Украины, Турции и России, расследовавшая крушение Як-42, назвала ответственной за трагедию украинскую авиакомпанию, которая не обеспечила летчиков сведениями о характеристиках турецкого аэропорта. К тому же в погоне за максимальной прибылью систематически допускала переработки своих пилотов (к моменту крушения экипаж находился в полете без отдыха уже 23 часа). В самой Испании парламент возложил ответственность за гибель миротворцев на министра обороны Федерико Трильо, не организовавшего необходимую проверку арендованного самолета. Практически все представители испанского генералитета, причастные к «делу Як-42», были отправлены в отставку.

Все это происходило на фоне грандиозного скандала. Спустя год после трагедии выяснилось, что останки погибших испанцев не были идентифицированы и большая часть родственников получила для захоронения прах не своих близких, а других солдат и офицеров. Пришлось производить эксгумацию тел и идентификацию с помощью анализа ДНК. В январе 2005 года все погибшие были перезахоронены под своими подлинными именами.