Найти тему

Боевые вертолеты мира: противолодочный ударный вертолет SA.321G «СУПЕР ФРЕЛОН» (Франция)

Картинка из  свободных источников
Картинка из свободных источников

В 1959 г. свой первый полет совершил опытный образец вертолета «Фрелон». Было разработано два военных варианта этой машины: SA.3210-01 «Супер Фрелон» для перевозки войск и грузов (07.12.1962 г.) и SA.3210-02 для борьбы с подводны­ми лодками противника и выполнения других задач в интересах французских ВМС (28.05.1963 г.). Серий­ные морские вертолеты имеют обозначение SA.321G «Супер Фрелон» и используются в каче­стве палубных противолодочных вертолетов, базирующихся как на атомном авианосце «Шарль де Голль», так и на кораблях меньшего водоизме­щения. В зоне атлантического побережья Франции действуют вертолеты SA.321G берегового базиро­вания, обеспечивающие выход и возвращение с боевого патрулирования французских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Всего было построено 96 вертолетов SA.321 всех модификаций, 50 из них эксплуатируется до сих пор. На сегодняшний день тяжелый противолодоч­ный вертолет SA.321G «Супер Фрелон» состоит на вооружении морской авиации Франции, КНР и ЮАР. Вооруженные силы Ливии используют его сухопут­ный вариант в качестве десантно-транспортной машины.

Вертолет SA.321G выполнен по традиционной схеме с одним шестилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический полумонокок, его нижней части придана форма лодки. Благодаря тому, что эта часть фюзеляжа герметизирована и снабжена водонепроницаемыми перегородками, установленными ниже пола грузовой кабины, вертолет может не только совершать посадку на воду, но и эксплуатироваться с воды. Необходимая остойчивость на воде обеспечивается с помощью двух дополнительных поплавков в полете выполняющих роль обтекателей основных стоек шасси.

Для размещения в ангарах авианесущих кораблей несущий винт вертолета выполнен складывающимся, а хвостовая балка вместе с рулевым винтом с помощью гидропривода отклоняется в сторону и прижимается к фюзеляжу. Расположенная за двухместной кабиной пилотов грузовая кабина оборудована кормовым люком с погрузочной рампой. В транспортном варианте здесь могут расположиться 27—30 десантников или 15 раненых на носилках. В противолодочном варианте в грузовой кабине находятся посты операторов гидроакустической аппаратуры, а также размещены гидроакустические буи и опускаемая гидроакустическая станция активно-пассивного типа DVAV-4 или AN/AQS-13.

Вертолет «Супер Фрелон» имеет необычную силовую установку, состоящую из трех ТВД «Дженерал Электрик» T700/CT7 взлетной мощностью по 1580 л.с. с приводом на одну трансмиссию. Эта установка не только обеспечивает большую безопасность при выходе из строя одного из двигателей, но и позволяет выполнять полет с двумя двигателями, работающими на оптимальном режиме.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включает две радиостанции метрового диапазона, коротковолновую радиостанцию, автопилот, две системы YOR/ILS, радиокомпас, радиовысотомер, РЛС и приемник навигационной системы Decca. Это оборудование позволяет использовать вертолет для решения боевых задач в сложных метеорологических условиях в любое время суток. В противолодочном варианте основное вооружение вертолета состоит из четырех противолодочных торпед L4 или восьми глубинных бомб. На нем могут быть установлены также две противокорабельные ракеты «Экзосет» АМ-39 или четыре противотанковые ракеты AS.12, используемые для борьбы с кораблями малого водоизмещения.