"Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый. Через несколько дней в городской больнице "Санта-Спирито" умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой..."
Так описывают обстоятельства смерти женщины, чья дочь, по одной из версий, изображена на известной картине Ореста Кипренского "Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке":
Когда 34-летний Кипренский переехал в Рим в 1816 году, итальянцы встретили русского художника с распростёртыми объятиями. Он был не только знаменит и талантлив, но и близок итальянцам по духу: страстный, темпераментный, любвеобильный. Успехи в любви для Кипренского были так же важны, как успехи в творчестве. Например, известен случай, когда возлюбленная отвергла художника потому, что мечтала быть женой военного; тогда Кипренский во время военного парада бросился в ноги императору Павлу I с криком: "Ваше императорское величество! Мечтаю обменять свою кисть на саблю!"
Живя в Италии, Кипренский завёл роман с одной прекрасной местной натурщицей. Она и её маленькая дочь, Анна-Мария по прозвищу Мариучча, поселились в римском доме художника. Мать позировала Кипренскому для картины "Анакреонова гробница" (она не была в итоге написана), а прелестная Мариучча вдохновила художника на детский портрет.
Когда натурщицу и возлюбленную Кипренского нашли мёртвой, Рим ополчился на художника так же быстро, как когда-то принял его:
"Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж".
Мариуччу, к которой Кипренский был искренне привязан, благодаря деньгам художника приняли на воспитание в монастырский пансион.
Слухи об убийстве натурщицы, к сожалению, преследовали Кипренского и дальше. Париж отвернулся от него вслед за Римом, и художник был вынужден вернуться в Петербург, где прожил следующие пять лет. К слову, в этот довольно тяжелый для него период он создал свою самую известную картину - "Портрет А.С. Пушкина":
В 1828 году, надеясь, что слухи утихли, Кипренский рискнул вернуться в Италию. Его надежды оправдались; казалось, итальянцы забыли страшную историю нераскрытого убийства натурщицы.
А Кипренский не забыл. Точнее, он не забыл покинутую им когда-то маленькую Мариуччу. В 1836 году он нашёл её, уже 24-летнюю красавицу - и женился на ней. Правда, их брак продлился всего несколько месяцев - 12 октября 1836 Кипренский умер в возрасте 54 лет от воспаления лёгких. Их с Мариуччей дочь Клотильда родилась уже после смерти художника.
Впрочем, оговоримся: то, что Мариучча была дочерью той самой убитой натурщицы - лишь одна из версий произошедшего. По другой версии, мать Мариуччи была женщиной лёгкого поведения и, по сути, просто продала девочку художнику, чтобы та ему позировала; Кипренский проникся к ребёнку сочувствием и взял под свою опеку. Как обстояло дело, мы уже никогда точно не узнаем. Как и то, кто же действительно убил натурщицу в мастерской художника...
📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 30 июля:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00