Пять дней на Княжегубском водохранилище
Следующий после возвращения из Мурманска день прошел в подготовке к "броску" на озера. Подготовку, в основном, вел Николай. А я использовал свою машину, чтобы доставлять его в разные места, поскольку Зеленоборский довольно протяженный поселок, а еще пришлось ездить и в соседние поселки. Нужно было найти замену украденному мотору, договориться и об "аренде" лодки, а еще подготовить лодки и снасти к поездке. Делали мы и что-то еще, но мне запомнилось только вечернее распутывание сетей возле лодочных гаражей. Кажется, эти сетки мы собой потом не взяли.
Озеро у поселка - это последнее перед плотиной ГЭС водохранилище,
берега которого плотно заставлены гаражами. Гаражи эти похожи на деревянные сараи,
с двумя выходами: на берег -дверь для людей, на воду - ворота для лодок. Большую часть гаража занимают наклонные "салазки" для спуска лодки на воду. Снаружи, в сторону озера эти "салазки" продолжаются до самой воды. Затаскивают и спускают лодку с помощью блока и во'рота. В дальней от воды части гаража имеются "комнаты" для хранения снастей, корзин и другого оборудования. Когда-то там можно было хранить и моторы, да и другие ценности, без боязни, что они пропадут. Однако, всеобщее постперестроечное "падение нравов" не обошло стороной и Русский Север.
Всего на озера нас отправлялось четверо. Двое других - друзья Николая - Женя и Володя. Лодок было две - одна Володина, а вторая - "арендованная". Утро дня отъезда мы провели в сборах, подготовке лодок, заездах в магазин для приобретения продуктов. И вот наконец, вещи уложены, лодки спущены на воду, закрыты гаражи. Я, как абсолютный ноль в лодковождении, был определен в лодку к самому опытному - Володе. Казалось, дорога на озера была открыта. Но не тут-то было. У взятой в "аренду" лодки, под управлением Николая и Жени, мотор глох после нескольких оборотов винта. Их шаманские пляски вокруг мотора не давали результата. Ветер прибивал их к берегу и нес все время на камни возле гаражей. Поскольку лодочный мотор потребляет слишком много бензина, Володя тоже выключил мотор. Лодка дрейфовала по ветру, и мы с неподдельным интересом наблюдали за борьбой другой пары то с мотором, то с ветром. Периодически Володя на веслах отходил подальше от берега. Пару раз весла были доверены и мне. Наконец, Володя не выдержал и перелез в другую лодку. Теперь они бились с мотором уже втроем. Продолжалась эта борьба минут сорок. Все это время я, как мог, работал веслами, стараясь, чтобы лодку не прибило к камням. В конце концов, лодка завелась, Володя вернулся обратно, вскользь похвалив мои усилия по удержанию лодки на большой воде, и мы поплыли к нашей цели. Вторая лодка шла заметно медленнее нашей. Мы вышли из ГЭСовского озера в пробитый в скальном грунте канал, соединяющий Княжегубскую гидросистему с последним озером у плотины. Пригнув головы, прошли под железнодорожным мостом и, вскоре, вышли на озерный простор.
Ветер, и так уже дувший с утра, усилился, грозя поставить под вопрос саму нашу "экспедицию". Дело в том, что здесь Княжегубское водохранилище образует большие открытые водные пространства, где ветер успевает хорошо разогнать волну. Как говорят, озерная волна гораздо опаснее морской из-за меньшей длины. И многие поплатились жизнью за излишнюю браваду или проявленное неуважение к стихии. Однако, в тот раз ветер был еще не настолько силен, чтобы необходимо было безоговорочно повернуть назад. И мы продолжили движение вперед. Честно говоря, не имеющий представления об опасности ее не боится. И я с интересом оглядывался вокруг, смахивал с лица капли воды, срезанные с гребня очередной волны и пытался сфотографировать стихию.
Вторая лодка вскоре скрылась из глаз, уйдя в Собачий проход
- что-то вроде неширокого рукава озера. Наша же лодка под управлением Владимира рассекала просторы озера. На выходе в другой разлив - Широкое, мы не увидели на воде второй лодки и пошли к выходу из Собачьего прохода. Коля и Женя были там - на берегу и возились с чем-то внутри лодки, а Колин кокер-спаниель бегал по камням берега. Как оказалось - лопнул рулевой трос, сзади, прямо возле роликов.
Пока возились с тросом, подошла лодка, возвращавшаяся с озер. Двое местных и один питерец. Они попросили пару литров бензина - дойти до дому. А потом помогли советом и делом - дали трубку, в которую мы зажали разорванные концы троса.
Сфотографировавшись на память,
разъехались в разных направлениях. Теперь в одной лодке с Николаем поехал я.
Широкое встретило нас сильным ветром и высокой волной. Лодки сразу же разошлись далеко - каждый из капитанов выбирал свою дорогу. Управление лодкой осложнялось еще и тем, что уровень воды в гидросистеме был чрезвычайно низким, и все камни и коряги, обычно находящиеся на метровой глубине, теперь опасно высовывались из воды. А в волнах разглядеть их можно было, только подойдя близко. Другая лодка была уже почти не видна за волнами, и мне показалось, что у нее вообще заглох мотор. Я не успел поделиться с Николаем своими наблюдениями, потому что, вдруг, одним прыжком, едва не уронив меня, он бросился из носа лодки в корму - к рулю. Трос лопнул во второй раз. А мы едва не пошли на дно. Так что возможностью писать эти строки, я обязан Николаю и его большому опыту на озерах.
Поскольку лодка теперь управлялась непосредственно рулем, Николай решил уйти под берег, где волны и ветер были не столь сильны. Другой лодки не было видно совсем. Вскоре мы выходили из Широкого в какой-то из проходов. Здесь волне уже негде было разгуляться. Однако, мы явно попали не туда, куда было надо. Чтобы понять это потребовалось некоторое время - из-за низкого уровня воды все ориентиры сильно изменились. Вечер уже вступал в свои права, ветер не унимался, и мы решили заночевать в этом углу озер, продолжив путь уже утром. Оставалось выбрать место для ночлега. Незамеченная нами коряга сорвала шпонку винта - и дальше мы пошли на веслах. Спешить было некуда, и я любовался красками осенней природы, островами с редким лесом,
красным предзакатным небом с облаками.
Эта красота вполне стоила времени, уже потерянного для рыбалки.
Вскоре мы спрятались от ветра за одним из островов. Здесь, на берегу, защищенном от ветра, хорошо было видно, насколько же упал урез воды. Моховой ковер заканчивался на двухметровой высоте над водой, показывая, как высоко вода поднималась здесь прежде.
На берегу было много высушенных и побелевших от времени бревен для костра. А костер нам был необходим, потому что во время волн и ветра на озере мы успели промокнуть. А я с ужасом вспомнил, что рюкзак, в котором были мои теплые вещи, спальник и фляга со спиртом, остались в другой лодке. Зато у нас был хлеб, соленая красная рыба, привезенная Женей из Мурманска, немного спиртного и чайник. Немного просушившись у костра,
перекусив и попив горячего чая, мы стали устраиваться на ночлег. Спать мы легли на дно лодки. Николай, привыкший к подобным ночлегам, да еще с собакой под боком спокойно пропал в лодке всю ночь. А вот меня хватило всего на полтора часа - потом я просто замерз. Пришлось выбираться из лодки, разводить костер,
отгораживать место у костра камнями, ломать лапник с елок на острове. Наконец, "гнездо" было обустроено, в костер положена пара бревен потолще, камни прогрелись, чайник закипел. Погревшись чаем, я устроился между костром и каменной "стенкой", немного закрывавшей меня от ветерка с воды. Здесь было теплее, чем в лодке. Правда, пока горел костер. Высохшее дерево давало много жара, но сгорало быстро. Когда костер прогорал, я вновь просыпался от холода, ходил по берегу в темноте, разыскивая бревнышки для костра. Во время одного из таких поисков я обратил внимание на странные облака на небе. Несмотря на густую темную ночь с тусклыми звездочками, эти облака были молочно-белыми и яркими. Поразило меня то, что форма их очень быстро менялась. И только когда они начали таять прямо на глазах - меня осенило. Я в первый раз в жизни видел северное сияние! А сбило меня с толку то, что я представлял его себе по книгам - мороз, цветные занавесы и "поющее" небо. Тут уж мне стало не до сна, поскольку взамен растаявших "облаков" появлялись другие, разной формы и размера. Конечно, фотоаппарат не остался без дела, да вот ни один из снимков не получился - только черный квадрат, да несколько точек звезд на нем. Пускай сполохи сияния были одноцветными, зато разнообразие их форм и причудливое колыхание заставляли замирать от удивления и детского восторга. Тут были и занавеси, и "спиральные галактики", и стрелы, брошенные из зенита во все стороны света, и белые "подушки". Особенно запомнилась мне "рука", со сжатыми в кулак четырьмя "пальцами" и пятым, "указательным", показывающим на северо-западный горизонт.
Однако, впереди ожидала неизвестность, а с "необитаемого острова" надо было выбираться к людям. И я, с некоторым сожалением, вновь устроился у костра. Пришлось еще пару раз подняться - подложить дров, да еще один раз я проснулся от уголька, прожегшего рукав моей ветровки. Рассвело, ветерок подул сильнее, и мы стали собираться в дорогу. Мотор Николай починил еще вечером, а вот рулевой трос разорвался на сей раз в передней части лодки и починить его было уже невозможно. Хорошо, что ветер был не слишком сильным и вода впереди просматривалась хорошо - камни и верхушки бревен были заметны издали. Под мотором мы вновь вышли на простор, где Николай смог определиться с нашим местонахождением. Поскольку экипаж другой лодки добрался до цели и, скорее всего, искал нас, было решено идти туда, куда собирались изначально. Едва я успел обрадоваться этому, как мотор лодки заглох - кончился бензин. Семь часов мы провели на веслах, сменяя друг друга, борясь с волнами и ветром. Николай разгонял лодку и мощно греб, сколько хватало сил. Затем садился на весла я, и просто старался не сдать ветру позиции, завоеванные Николаем. Руки отваливались с непривычки, а на левой ладони я натер хорошую кровавую мозоль, которая сошла только к концу отпуска. Несмотря на всю тяжесть время от времени я любовался красотой большого водного пространства, неба и далеких берегов.
В конце концов, мы ушли с Широкого, и вскоре увидели моторку, идущую прямо к нам. Это были Володя и Женя. Встреча была радостной, поскольку они считали, что мы пошли на дно, да и мы тоже немного опасались за них. Вот Женина реплика, сорвавшаяся у него на подходе к нашей лодке: "Сволочи, я думал, вы утонули... Убью!!!"
После того, как мы потеряли их из виду, они счастливо добрались до места, а потом отправились разыскивать нас на озерах. Во время этой спасательной экспедиции Володя вывалился из лодки, и Жене пришлось его спасать. Слава богу, все обошлось. Потом ребята поинтересовались, почему мы идем на веслах, и как умудрились сжечь сорок литров горючего. Коля сказал, что бензин у нас был только в бензобаке. Каково же было мое удивление, когда было поднято сидение, на котором я просидел полдня, а под ним оказалась двадцатилитровая канистра с бензином! Я и сейчас иногда думаю, а не было ли это приключение просто разыграно с целью показать немного "экстрима" московскому гостю, практически неискушенному в жизни на озерах? Ну так или иначе, а вскоре мы вошли в один из заливов, пристали к берегу и поднялись в избушку.
Володя с Колей отправились ставить сетки, а мы с Женей приготовили ужин и посидели на берегу, любуясь тихой водой
и закатывающимся за лес солнцем.
Ночью мы спали в натопленной избушке на нарах. После ночи у костра это было верхом комфорта. Оставались еще три дня непрерывного удовольствия.