Борисоглебский мужской монастырь - главная духовная жемчужина Дмитрова

Ранее утро, солнце пробивалось сквозь толстые шторы гостиничного номера и щекотало пятки. Густой майский снег в Дмитрове куда-то исчез. Возможно, ненадолго. Захотелось , знаете ли, умиротворения, поэтому даже не позавтракав, направился в храм.

Настоящей духовной сокровищницей Дмитрова, на мой взгляд, стоит назвать Борисоглебский мужской монастырь. Путь до него был коротким. В Дмитрове все близко.

Борисоглебский мужской монастырь.
Борисоглебский мужской монастырь.

Прямо перед белокаменной стеной, на высоком пьедестале установлены две бронзовые фигуры князей братьев Бориса и Глеба на конях, за авторством скульптура А.И. Рукавишникова и архитектора Р. В. Нарского, которые не один памятник в Дмитрове поставили. Уникальным является то, что на постаменте установлены одновременно две конные фигуры. Это первый пример парно-конного памятника в России, и именно такая форма по задумке авторов позволяет показать единство помыслов и деяний братьев.

Монумент был установлен 6 августа 2006 года – в день памяти святых Бориса и Глеба, а девятью месяцами ранее, 8 ноября 2005 года, в этом месте был заложен знаковый камень с капсулой, указывающей в послании потомкам о предстоящем строительстве. В послании потомкам говорилось: «Сего дня, 8 ноября 2005 года, в День памяти небесного покровителя города Дмитрова великомученика Дмитрия Солунского произведена закладка памятника первым русским святым – благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу».

Бронзовая скульптурная композиция монумента у стен монастыря созвучна сюжету древнерусских икон, на которых князья Борис и Глеб предстают перед нами в военном облачении, верхом на конях., смотрящих на запад. Спокойный, смиренный взгляд братьев отражает их христианский подвиг – непротивление злу и насилию. Именно за это братья были причислены к лику святых и почитаются как православной, так и католической церковью. Достоверно известно, что Борис и Глеб пользовались большим уважением и авторитетом среди знати и народа, они были сыновьями Владимира I — киевского князя Владимира Святославича. Оба были невинно убиенны в ходе ожесточённой борьбы за власть в самом начале одиннадцатого столетия. По преданию, которое разделяют многие специалисты-историки, убийцей князей являлся их родной брат — Святополк Окаянный.

Памятник Борису и Глебу
Памятник Борису и Глебу
Памятник Борису и Глебу
Памятник Борису и Глебу
Памятник Борису и Глебу
Памятник Борису и Глебу

В обитель я решил пойти не по короткому пути, а позволил себе обойти его с дальней стороны, попутно умиротворённо любуясь белоснежной стеной с зелёной покатой крышей и башнями, дошедшими до нас с той дальней эпохи. И вот и внутри. В обители удивительно тихо, птицы радуют своим пением, к источнику со святой водой стекаются паломники, служители что-то делают по хозяйству. Моему взору открылся весь архитектурный ансамбль: Борисоглебский собор XVI века, монастырские каменные стены с надвратной Никольской церковью и братскими кельями XVII века, часовня Святого духа XX века и это, не считая небольшого некрополя, хозяйственных построек с огородами.

Стены Борисоглебского мужского монастыря
Стены Борисоглебского мужского монастыря
Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь
Борисоглебский мужской монастырь

Разумеется, главная доминанта обители - старейшее здание каменного собора Бориса и Глеба, созданного в лучших традициях древней русской архитектуры, построенного, вероятнее всего, в середине XVI века. Датировка собора по фрагменту намогильной плиты с датой 1537 год ошибочна. Закладка обломка камня в стену северной апсиды относится, предположительно, ко времени настоятельства архимандрита Тихона III (около 1840 года), интересовавшегося историей монастыря и вставившего в стену собора Борисоглебский крест. Собор подвергся заботливой реставрации - 6 августа 2004 года собор был восстановлен.

Четырёхстолпный двухпрестольный собор с тремя апсидами поставлен на современных ему белокаменных погребах. Глава сохранилась только одна (было две). На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов.

Стены Борисоглебского мужского монастыря
Стены Борисоглебского мужского монастыря
Борисоглебский собор
Борисоглебский собор
Борисоглебский собор
Борисоглебский собор

В заключении своего обзора хотелось бы немного рассказать про историю обители. Она интересна.

Но первое документальное свидетельство относит основание обители к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретённый братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху. А дальше было Смутное время... Лишь спустя десять лет после пожара обитель была полностью отстроена заново. В 1652 монастырь приписали к Новгородскому Архиерейскому дому и  тем самым он становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году снова в монастыре случился пожар, но в этот раз, за счет состоятельных вкладчиков и благодетелей каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесён каменными стенами с башнями, которые до сих пор радуют глаз любого прохожего. В этот период так же сложился и архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведётся рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы, но наступил 1917 год - время тяжёлых испытаний. Поначалу, чтобы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сёстрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. В 1926 году, несмотря на все старания верующих, Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет, монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда он был возвращён Русской Православной Церкви. 31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь

Теперь точно все.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на мой канал.

У меня есть очерки и о других местах в окрестностях Дмитрова: о Страусиной ферме под Дмитровым, о Перемиловской высоте, о музее Дмитровской лягушки, о Николо-Угрешском монастыре в Рождество эпохи Ковида, об усадьбе Горенки, о городе Реутове, о музее Ватной игрушки накануне Рождества