В предыдущей статье мы разобрали семь уровней спиральной динамики, а теперь предлагаем рассмотреть один из базовых принципов. Вот он:
Осознанное применение принципов выбранного уровня Игры приводит к светлой стороне, а неосознанное — к темной. Игрок создает «пирамидки» в осознанном состоянии. «Пирамидки» создают Игрока в неосознанном состоянии.
Когда человек выбирает свою игру осознанно — он выбирает светлую сторону «пирамидки». Когда Игра выбирает человека — проявляется темная сторона. У каждого уровня спирали есть свои темные и светлые стороны. Задача искусного лидера-алхимика — усиливать светлые стороны, осознавать и интегрировать темные.
На светлой стороне мы осознанно создаем «пирамидки», а когда они набирают силу, то начинают самостоятельно управлять Игроком в большинстве ситуаций «по умолчанию». Постепенно слепая вера в ценности уровня заводит Игрока на темную сторону, и он подходит к критической точке, когда нужно трансформировать свою «картину мира» и переходить на следующий уровень.
Как отличить осознанность и неосознанность? Достаточно просто. Если вы жалеете о том, что вы что-то сделали (или не сделали), то высока вероятность, что в этот момент вы не отдавали себе отчет, в какую игру и в какой роли вы играете. То есть были не осознаны и игра сыграла в вас.
Например, если Понтий Пилат не замечает власти над собой роли прокуратора, то он вынужден принять решение казнить Иешуа Га-Ноцри и жалеть об этом оставшуюся часть романа, мстить кому-то, не понимая, почему он это сделал и зачем. Такова цена неосознанности — если не видишь своей роли и игры, если не отдаешь себе в этом отчет, легко оказаться заложником сценария, из которого можно выйти только осознанно, только увидев и переиграв его.
А что такое осознанность?
Мы даем такое определение осознанности в соответствии с концепцией Игры:
Осознанность — это способность ответить на 4 вопроса:
1. В какую игру я сейчас играю? По каким правилам происходит эта игра?
2. В какой роли я нахожусь? Какая драматургия у этой роли?
3. Насколько талантливо я играю? Наслаждаюсь ли я своей игрой?
4. Действительно ли я хочу продолжить сейчас играть в этой роли в этой игре?
Наша задача на этом канале — сопроводить вас в мир осознанности по пути спиральной динамики. Поэтому уместно привести здесь пять логичных следствий из этого принципа.
Следствие первое
Двигаясь в тёмную сторону, мы делаем это неосознанно и продолжаем вплоть до кризиса — момента осознания ошибки.
Следствие второе
В свою очередь, движение в светлую сторону всегда осознанное — до прозрения, пока новые ценности не войдут в картину мира и «шоры» старого уровня не спадут.
Следствие третье
То, что было правдой на темной стороне одного уровня, становится ложью на светлой стороне следующего.
Например, правдой для темной стороны Игры в Племя является забота о «паразитах», а для красного уровня это просто глупость. Выжить должны сильнейшие. Правда темной стороны Игры во Власть — неподчинение никаким правилам, ведь только так подтверждается авторитет вождя. На синем уровне это становится ложью, и так далее.
Следствие четвёртое
Чем глубже Игрок на темной стороне, тем более контрастен его мир: очевидно, где белое, а где чёрное, где добро, а где зло.
В самых жестоких войнах на темной стороне картины мира враг — воплощение абсолютного зла. Врага не надо слушать, его надо уничтожать. Для предпринимателя на темной стороне оранжевого конкурент — зло, стремящееся забрать долю рынка и лишить семью возможности жить достойно. Для жреца любой критик его идеологии — зло, которое нужно заставить замолчать.
Следствие пятое
Осознание темной стороны текущего уровня происходит только при переходе на следующий и только вследствие осознанного поступка, когда герой выбирает новый уровень картины мира.
В доминанте текущего уровня все кажется светлым, простым и понятным.
В следующих статьях мы расскажем вам о подготовительных, основных и принципах безопасной игры, используя знания спиральной динамики. Подписывайтесь и следите за обновлениями!
Следующая статья: Принцип имени Лао Цзы: дуальность первых шести уровней спиральной динамики