С прошлой весны наблюдала как продвигается реставрация помещений особняка Бранта. Того самого здания, которое вплотную примыкает к особняку Кшесинской.
Многое увидеть не надеялась, в 50-х годах особняки соединили галерей и помещения перестроили для музея Революции, который позднее стал музеем политической истории России.
Особняк скрыт от глаз прохожих и если бы не арка с фонарем и чугунными воротами, верх которых украшен орнаментом, можно пройти мимо.
Особняк на Большой Дворянской улице появился в начале 20 века. Василий Эммануилович Брант купил участок земли рядом с особняком примы Мариинского театра. Денег у Бранта хватало, он принадлежал к династии промышленников, банкиров и торговых посредников.
«В. Брант и К» основано в Архангельске маклером из Гамбурга, Вильгельмом Брантом. Одно из бывших предприятий ТД, Охтинский деревообрабатывающий комбинат, до недавнего времени работало на Магнитогорской улице.
Имея родовые замки под Цюрихом и в Швейцарии Василий Эммануилович для строительства дома нанял фирму Мельцера, которая осуществляла работы как бы сказали сейчас «под ключ», от проекта до изготовления мебели и развески картин и портьер.
Участок был узкий, от улицы дом отделяла высокая ограда, вход был сделан с бокового проезда. Двор с трех сторон окружали хозяйственные постройки. Брант не скупился, особняк снизу облицевали финляндским гранитом, сверху – керамической плиткой. Кроме металла и дерева в отделке особняка использовали витражи, бронзу, мрамор.
До наших дней сохранился вестибюль, парадная лестница которого ведет к дубовым дверям с изображениями Флоры и Меркурия. Лестница декорирована пышными гирляндами из искусственного мрамора и только ступени выполнены из каррарского.
Мельцер установил тамбурные двери для сбережения тепла. Слева можно увидеть два радиатора - изобретение Ф.К. Сан-Галли, которые он назвал «горячей коробкой».
Сначала вошла в правую дверь, некогда она вела в приемную барона Бранта. Здесь сохранилась дубовая лестница, на стене находился гобелен с видом Швейцарии, который в 50-е передали Эрмитажу. Лестницу освещают витражные окна, есть предположение, что рисунки к витражам выполнил Петров-Водкин. Под лестницей увидела еще один витраж с изображением В.И. Ленина.
Интерьеры особняка утрачены, о них можно узнать только из архивных «Книг заказов». В некоторых залах музея сохранились элементы отделки потолков и дверей. Другая дубовая дверь вела в парадные покои. В столовой стоял гарнитур из красного дерева, была и гостиная в стиле Людовика XIV, стены которой украшали панели из груши с декором из бронзы. Сейчас здесь выставочные залы музея.
Центральная дверь с лестничной площадки вела в другую приемную, выполненную в готическом стиле. Сохранился потолок необычной формы.
Национализация конца 17-го года лишила Бранта надежды владеть своим делом, и он с семьей уехал из России. Какое-то время в доме оставались статуи и картины, парчовые шторы и мягкая мебель. Особняк приглянулся комиссару горхоза М.И. Калинину. Позднее здесь поселился председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев.
В бытность Калинина прислуге стали давать ордера на комнаты в особняке, судомойка заняла будуар мадам Брант, в наследство от которой остались флаконы с духами и прочие безделушки.
Особняк не давал покоя бывшему управляющему Бранта Сокольскому С.Е., который знал, что барон вывез за границу не все ценности, часть осталась в тайных сейфах дома. Последующие события напоминают детектив: Сокольский передал планы дома некой организации, чтобы найденное было потрачены на возрождение Отечества. Через несколько дней группа товарищей в кожаных куртках и фуражках, представившись сотрудниками ЧК, сообщила Сокольскому, что банда обезврежена, а ценности пойдут «детишкам на молочишко».
И стал особняк переходить от одной организации к другой: сначала интернат для детей, позднее издательство, коммунальные квартиры, поликлиника, НИИ питания. В 41-м в особняк перебрались Горком и Обком города.
В середине 50-х дом передали музею Революции, в хозпостройках двора продолжали оставаться квартиры до 70-х годов прошлого века. Во время реконструкции был ликвидирован зимний сад, галерея, утрачен декор помещений, но ограда со стороны улицы Куйбышева сохранилась превосходно, ее по-прежнему украшают женские маски и венчают змеи обвивающие шар – символ мира в начале рождения.
Сейчас на 1-м этаже особняка располагается дирекция, на 2-м этаже экспозиции музея.
Спасибо, что прочитали!