Здравствуйте.
До сих пор пребываю в изумлении: отчего в отношении к Рижскому фарфору периода СССР среди подписчиков канала кипят такие бешеные страсти?! В своё время я думал ограничиться двумя обзорными статьями, и представлением на суд публики самых ярких (одиозных) форм сервизов, но оказалось, что читатели хотят большего. Там и сям пошли комментарии, где люди задавались вопросами: а вот у меня тоже есть рижский фарфор, но среди представленных я его почему-то не отыскала, и т.п. Вопросы логичные, хотя посуда Риги явно не того качества, чтобы ломать вокруг неё столько копий. Рижский завод - не самое яркое предприятие в СССР, там вырабатывались не самые эффектные сервизы, не было того ассортимента продукции, каким могла похвастаться, допустим, фабрика в Вербилках, не было того огромного объёма выпускаемой продукции, какой выдавал завод в Дулёво, не было большого количества по-настоящему прорывных работ, как на ведущем фарфоровом предприятии СССР - ЛФЗ. Практически не было ручной росписи - в основном деколи, и не самые эффектные (с моей заскорузлой точки зрения). По всем признакам - посуда весьма среднего уровня. Возможно, дело в нескольких сервизах, созданных в начале "шестидесятых" молодой порослью талантливых скульпторов? Но данный период очень быстро сошёл на нет, энтузиазм к концу 1960-х испарился, некоторые скульпторы (к примеру, создательница изумительной формы "Стелла" Беатрисе Карклиня (Beatrise Kārkliņa)) просто ушли из фарфоровой отрасли, - и всё быстро скатилось к слепому копированию не самых лучших европейских (немецких) образцов, и к узкому "национальному колориту" в виде сервизов с "бутылочными" формами.
В результате всех этих споров о вкусах, на канале появилось целых шесть (!) статей, посвящённых чайно-кофейным сервизам Риги периода СССР. Но были и комментаторы, которые просили рассказать о столовых (обеденных) сервизах Риги. Выполняю заявку.
В Риге периода Российской империи кофейные сервизы выпускались на предприятии Эссена (или Ессена - J.K. Jessen), чайные - на обеих фабриках, а вот обеденные сервизы - преимущественно на предприятии Т-ва М.С. Кузнецова. В период между двумя Мировыми войнами посуда завода "J.K. Jessen" ушла в тень. В первой галерее показаны сервизы, которые выпускались на предприятиях Риги после окончания ВОВ и до середины 1950-х годов. Всё это сервизы довоенных кузнецовских форм, поскольку новых форм до середины 1950-х в Риге вообще не создавали. Смотрим.
Первый рижский обеденный сервиз периода СССР создала неутомимая Зина Ульсте (Zina Ulste). Случилось это событие в 1959-м году. В эстетике СССР правит бал МИНИМАЛИЗМ. Но тут как-то всё скучно...
Следующий сервиз называется "SPĪDOLA" ("СПИДОЛА" - женское имя, в переводе "БЛИСТАЮЩАЯ"). Автор Taisija Poluikeviča (Таисия Полуйкевича). Несмотря на общую кажущуюся простоту - удачное совмещение формы и росписи, и точное попадание во "время". Любой человек, знакомый с историей дизайна, скажет, что это - "шестидесятые"...
Известно, что фаянсовая посуда (фаянс - более дешёвый материал, нежели фарфор) исстари изготавливалась на кузнецовском предприятии - по принципу "всё, что может приносить прибыль, должно приносить прибыль". Наверное, последний фаянсовый сервиз Риги... С 1968-го года объединённое рижское предприятие фаянс не производило...
Сервиз "OKTOBRIS" от Левона Агаджаняна. Что-то новое, одновременно и перекликающееся с рассмотренным выше сервизом "ROKOKO". 1970. RPR.
В одной из статей на канале были рассмотрены сервизы ГДР от четырёх предприятий одного города Eisenberg (Тюрингия). Советским потребителям фирмы хорошо знакомы по маркировкам "Fortuna Eisenberg", "Bremer & Schmidt" (клеймо "BES") и пр. Там выпускали огромные (по меркам обыкновенных квартир) столовые сервизы в 60 и более предметов, включавшие как обеденную, так и чайно-кофейную части. Меня тогда позабавил вопрос: "А почему в СССР ничего подобного не выпускали?" Во-первых, выпускали, во-вторых - а куда прикажете ставить такое богатство? А начал (возможно! - если у вас иная информация, делитесь в комментариях; всегда прислушиваюсь к аргументированной критике) эту торжественную песнь выпуска больших столовых сервизов с обеденной и чайно-кофейной частями (в единой форме, а в идеале - и с единой росписью) Рижский завод. И снова на арене - Зина Ульсте!
Ознакомиться со статьями канала, посвящёнными Рижской керамике, теперь довольно просто - достаточно зайти в соответствующую подборку и выбрать здесь https://dzen.ru/suite/c2351198-6fd6-40f8-99ba-823edf44c21d то, что вам интересно...
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.