Как вы называете своего брата? По-русски – брат, по-гречески – фратер, по-английски – бразер, по-итальянски – фрателло, на санскрите, латыни и древнеирландском – братер, фратер и братир соответственно. Это было замечено несколько столетий назад, но еще в эпоху высокого средневековья люди прекрасно понимали, что некоторые языки Европы являются родственными друг другу.
Позднее, благодаря лингвистическим и археологическим исследованиям стало ясно, что существует некая группа этносов, которая происходит из единого корня. Сейчас ее представители говорят более чем на 400 языках, а их численность достигает 3-х миллиардов.
Если игнорировать Новый свет, где эти люди появились позднее, то эта группа народов с общим происхождением живет от Индии до Британских островов. Благодаря чему их назвали индоевропейцами. Если не обращать внимания на слабо подтвержденную доказательствами индийскую гипотезу их происхождения, то более разумными является кавказская или анатолийская.
Но самыми сильными аргументами всвою пользу обладают сторонники помещать прародину индоевропейцев в Причерноморско-Каспийские степи. Некогда этот подход именовался курганной гипотезой. Но позднее был несколько откорректирован и получил название «пересмотренной степной теории».
В настоящее время в науке существует грубый консенсус, что все индоевропейцы родом отсюда. Но насчет временного интервала, когда эти люди единым племенем или союзом племен, и, в меньшей степени, их изначального этнического происхождения, имеются серьезные разногласия.
Шесть тысяч лет назад или около того в регионе существовала группа родственных популяций. Они пасли скот, включая лошадей, держали собак, хоронили знатных людей в курганах, что указывает на социальное расслоение и/или существование системы вождества, изобрели повозку и цельные деревянные колеса без спиц. Им были знакомы элементы земледелия, но чаще всего этим занимались около рек. Тогда как основная часть сообщества была скотоводческой. Зимой на их родине выпадал снег.
Они ставили каменные идолы и жили в постоянных городищах, которые защищали стенами из земли и дерева. Они занимались производством керамики. Возможно, общество было разделено на классы воинов, священников и производителей. Работавшие с металлами имели особый статус – свидетельством этого является сказка о дьяволе и кузнеце, которая встречается у большинства индоевропейских народов.
Во всех индоевропейских языках есть родственные друг другу слова, обозначающие «колесо», процесс перевозки на транспортном средстве и по воде, термины, связанные с земледелием, слова для описания зимнего климата. Вместе с тем, слова «продать», «мыть», «цена», «рисовать» были заимствованы из праугорских языков, что делает их местоположение вполне конкретным. Присутствует и влияние протокавказских и протокартвельских языков. Эти факты не только конкретизируют место формирования индоевропейской общности, но и позволяют оценить время этого и отсечь западные и восточные культуры, которые возникли позднее.
В генетическом плане эта популяция представляла из себя слияние восточных и кавказских охотников и собирателей почти в равной пропорции. Анатолийские земледельцы, которые к тому времени заселили Южную и Западную Европу, добавились к ним позднее и уже после начала миграций.
Совокупность этих факторов позволяет поместить прародину индоевропейцев на территорию от Урала до Днепра. При этом, археология добавляет, что изначальным центром являлась область от Днепра до Дона. Однако, лингвисты утверждают что даже там они не были единым народом, а представляли из себя группу слабо связанных человеческих популяций. Поскольку до появления современных видов транспорта и коммуникаций праязыки обычно занимают какие-то локальные области. Там ими пользуются сплоченные сообщества в течение относительно малого периода времени – т.е., племя или народ в узком смысле.
Однако, эта культура была мобильной. Использование повозок, чтобы запрягать волов, а затем и одомашнивание лошади, привели к их всемерному распространению на запад и на восток на протяжение всей степной и лесостепной зоны.
Отцы курганной гипотезы полагали, что первоначальное распространение протоиндоевропейцев в 5-4-х тысячелетиях до н.э. не подразумевало масштабных миграций.
Это были вторжения локальных групп, которые навязывали себя местным жителям в качестве элиты. То есть, мирные, матрилинейные и матриархальные общества Старой Европы заменила воинственная патриархальная культура индоевропейцев, для которой было характерно возведение укрепленных городищ и богатые захоронения вождей. Получается, «индоевропеизация» была, прежде всего, культурной, а не генетической экспансией.
И все-таки, когда это было?
Ну, индоевропейская Ямная культура (3200-2300 гг. до н.э.), для которой были характерны большинство из выше перечисленных признаков, уже являлась достаточно гомогенной. То есть, обитавшие на ее территории племена были в языковом, бытовом и экономическом плане уже едины. Именно с нее начинается период массовых индоевропейских миграций, когда эти кочевники разошлись по всем сторонам света и основали Синташтинскую культуру на Южном Урале, культуру боевых топоров в Восточной и Центральной Европе, а также в Скандинавии, культуру колоколовидных кубков в Западной Европе и многие другие.
Поэтому, протоиндоевропейцы, как локальное племя существовали где-то между Доном и Днепром в начале 4-го тысячелетия до н.э. и ранее. Только тогда они были более-менее одним цельным народом.