С октября 1812-го года в Санкт-Петербурге стал выходить еженедельный исторический, литературный и общественно-политический журнал «Сын Отечества». Издавал его писатель, переводчик, секретарь Министерства внутренних дел и преподаватель словесности Николай Иванович Греч.
Четвёртый номер содержал и следующую заметку:
«В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего им в руки. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему отвечали: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсёк себе клеймёную руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему героическому поступку. Чтоб сделал сей русский, если б Провидение представило ему случай быть Курцием своего Отечества?»
Содержание публикации отсылало к примерам самопожертвования из истории Древнего Рима – Гаю Муцию Сцеволе и Марку Курцию. Первый в 509 году до н. э. во время осады Рима этрусками пробрался во вражеский лагерь, дабы совершить покушение на этрусского предводителя Порсену. Схваченый, под угрозой пытки, он сам опустил правую руку в огонь и держал, пока не обуглилась. Поражённый его стойкостью Порцена заключил мир с римлянами. А Гая Муция после потери правой руки стали звать Сцеволой (на латыни Scaevola – левша).
Марк Курций в середине VI века до н. э. принёс себя в жертву подземным богам ради спасения Рима. Случилось так, что посреди Вечного города вдруг возникла огромная незаполнимая дыра. Оракул дал неясный ответ: боги требуют самое ценное в городе. Посреди спора Курций заявил, что самое ценное в Риме – оружие и мужество его граждан. И в полном боевом снаряжении, направил коня в таинственную пропасть, которая тут же сомкнулись над ним.
На произошедшее уже в России в пору «грозы 12-го года» откликнулись, в частности, художники и скульпторы.
Демут-Малиновский Василий Иванович (1779–1846), скульптор, выпускник Императорской Академии художеств (1785–1800). Преподавал в ИАХ (1808), профессор (с 1813), ректор скульптурного отделения (с 1836). Осуществлял надзор за скульптурой дворцов и парков Петербурга. В 1813 году Демут-Малиновский удостоен за эту работу звания профессора скульптуры.
Иван Иванович Теребенёв (1780–1815) – русский скульптор-монументалист, график. Теребенёву виднейший представитель русской скульптуры начала XIX века. Вместе с тем известен главным как автор знаменитых сатирических графических листов периода Отечественной войны 1812 года.
Иванов Иван Алексеевич (1779–1848), рисовальщик, акварелист, гравёр, живописец, архитектор; пейзажист, иллюстратор, карикатурист, с 1789-го – воспитанник ИАХ, академик (1830). В 1817–1840 преподавал в ИАХ, с 1820 руководил классом перспективы. С 1813-го –почётный библиотекарь Императорской публичной библиотеки. Автор рисунков, офортов и гравюр резцом для народных картинок, в том числе на события войны 1812 года по рисункам И.И. Теребенёва.
Образ русского Сцеволы нашёл сочувственный отклик и у английского художника.
Джон Август (1755–после 1831) уроженец Лондона. В 1784 году со своим дядей уехал в Россию, жил и работал в Петербурге. В 1801-м вернулся на родину. Один из самых известных иностранных художников, работавших в России в конце XVIII века. Исторический живописец, портретист, жанрист, рисовальщик, гравёр. Автор портретов Павла I, Александра I, А.В. Суворова, графа Н.П. Шереметева и др. Особую страницу в его творчестве составили рисунки и гравюры, отразившие особенности русского национального быта и характера.