Франшиза клиники или свой медицинский бизнес? Плюсы и минусы франшиз

221 прочитал
Кажется, что проще запустить медицинский бизнес, купив франшизу клиники. Всегда ли это так? Давайте разбираться: рассмотрим плюсы и минусы, взвесим риски.

Кажется, что проще запустить медицинский бизнес, купив франшизу клиники. Всегда ли это так? Давайте разбираться: рассмотрим плюсы и минусы, взвесим риски.

Что включает в себя франшиза

  • Если франшизу продает крупная известная компания, как правило, у нее есть крепкий бренд. Бренд ― это не про вывеску и фирменный стиль, а про способность генерировать трафик пациентов, про репутацию, про положительные отзывы, развитое сарафанное радио и рекламные материалы.
  • Франчайзер делится бизнес-моделью. Бизнес-модель ― это то, из чего состоит бизнес. Регламенты, стандарты, принципы работы, дизайн интерьеров, обучение сотрудников и т.д.
  • Компания-франчайзер часто контролирует своего партнера, так как он становится частью общего бренда и влияет на общую репутацию. Контроль может осуществляться через общую программу, а также с помощью «тайных покупателей». Франчайзер имеет право оштрафовать франчайзи или вовсе расторгнуть договор из-за несоблюдения стандартов и правил ведения деятельности.

За франшизу платят один раз ― платеж называется паушальный взнос.  Размер его может быть от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Далее следуют платежи с выручки ― роялти, чаще всего ежемесячные, часто это от 3% до 10%.

Плюсы работы по франшизе

  1. Быстрый старт бизнеса.
  2. Бренд с репутацией.
  3. Рабочая бизнес-модель.
  4. Поддержка партнера в рекламной компании и обучении сотрудников.
  5. Сообщество «своих».

Минусы работы по франшизе

1. Дополнительные инвестиции.

2. Ограничения в работе.

3. Контроль деятельности.

4. Отсутствие гарантий.

5. Низкая маржинальность услуг.

Медицинский бизнес по франшизе: что происходит в реальности?

Достаточно простая история ― когда вы покупаете лабораторную франшизу. При покупке клинической франшизы с более сложными бизнес-процессами важно будет обратить внимание на ряд моментов: обязательно проверьте, чтобы у франчайзера были регламенты и стандарты, а также внутренний университет для сотрудников, где бы вам помогали обучать ваш персонал.

Нередко бывает так, что франчайзи, запустив бизнес, понимают, что платить франчайзерам как будто бы не за что: франчайзер просто пускает всё на самотек и никак не контролирует то, что происходит в клинике младшего партнера, никак не помогает развивать бизнес. Поэтому не стоит покупать франшизу на эмоциях, внимательно изучите, что вам предлагают. И выясните, как дальше будет строиться ваша работа с франчайзером.

Со своей стороны франчайзи часто ожидают готовый бизнес без дальнейшей работы. В реальности же франчайзинг ― просто инструмент бизнеса. Всегда надо помнить, что франчайзер покупает ваши энергию и время и оплачивает вам ее своей недополученной прибылью с объекта. Кроме того, частая ошибка франчайзи, которая может нанести серьезный ущерб бизнесу, ― нежелание следовать рекомендациям старшего партнера, если таковые есть.

В этой статье рассказываю, на что обращать внимание, чтобы не разочароваться в покупке франшизы.

Обратите внимание, чтобы у франчайзера был свой учебный центр, где вы сможете обучать сотрудников.
Обратите внимание, чтобы у франчайзера был свой учебный центр, где вы сможете обучать сотрудников.

Франшиза или собственный бизнес?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Рассмотрим ключевые параметры.

Запуск бизнеса

  • Франшиза. Требуются не только инвестиции в запуск, но и паушальный взнос.
  • Свой бизнес. Требуются инвестиции и управленческий опыт. Часто из-за отсутствия опыта процесс открытия клиники и выход на точку безубыточности затягивается, возможна остановка проекта из-за непонимания полной стоимости.

Формирование устойчивого трафика пациентов

  • Франшиза. При известности бренда франчайзера трафик формируется через 3-12 месяцев.
  • Свой бизнес. Если у врачей нет личного бренда, требуется 1―2 года. Поэтому рекомендую стартовать со звёздным составом врачей, а затем уже презентовать рынку менее известных специалистов.

Свобода принятия решений

  • Франшиза. Концепция предполагает, что свободы у вас меньше, т.к. есть управляющая компания.
  • Свой бизнес. Решения собственник принимает самостоятельно. Хорошо, если собственник ― опытный управленец, если в клинике внедрена эффективная система управления.

Репутация компании

  • Франшиза. Как правило, уже заработана франчайзером. Выбирайте бренды с положительной и устойчивой репутацией.
  • Свой бизнес. Зарабатывается самостоятельно. Нужно держать высокий уровень качества услуг и сервиса, постоянно обучать сотрудников.

Договоры с поставщиками

  • Франшиза. Имеются рекомендуемые поставщики и условия.
  • Свой бизнес. Заключаются самостоятельно, часто не очень выгодны из-за низких объемов поставок.

Бизнес-план

  • Франшиза. Предоставляется.
  • Свой бизнес. Разрабатывается самостоятельно.

Маркетинг

  • Франшиза. Обратите внимание, чтобы было предусмотрено предоставление маркетинговой стратегии для вашего региона, а также рекламных материалов.
  • Свой бизнес. Стратегия формируется самостоятельно, надо будет продумать работу по каждому из каналов продвижения.

Как открыть свой бизнес с наименьшими рисками?

Коллеги, я систематизировала свой 20-летний опыт и разработала курс для будущих собственников медицинского бизнеса. Если вы только собираетесь сделать первые шаги в медицинском бизнесе и продумываете, как у вас всё будет устроено, приглашаю вместе разобрать все важные этапы, подготовить необходимые документы, продумать концепцию и детально проработать бизнес-модель вашей клиники. Обучение начинается уже 15 июня.

Если же вы уверены что ваш вариант ― это бизнес по франшизе, рассмотрите франшизу клиники доступной медицины «Забота» с моей проверенной бизнес-моделью. Сотрудников мы обязательно обучаем на курсах Медицинского корпоративного университета. Чтобы узнать подробности о франшизе, напишите мне на почту: mcu@mcu.expert.

Присоединяйтесь к сообществу собственников медицинского бизнеса: