Эксперты рассуждают о том, какая волна мобилизации ждёт Россию, опираясь на факты. Будут ли в стране снова раздавать повестки, как в прошлом году?
Откуда берутся слухи?
Слухи о новой волне мобилизации не утихают с осени 2022 года. Они подогреваются украинской пропагандой, которая пытается таким образом спровоцировать в России панику и вызвать новый отток населения в страны ближнего зарубежья. Буквально на днях украинцы взломали радиостанцию в Воронеже и ряде других городов и пустили в эфир фейковое "обращение" президента России Владимира Путина с объявлением военного положения и всеобщей мобилизации. В итоге Кремлю пришлось официально опровергать выступление Путина по радио.
Кроме того, слухи подогревает сложная ситуация на фронте. Положение русских войск в настоящее время стабильное, однако ВСУ переходят в контрнаступление, и на некоторых участках фронта разворачиваются серьёзные бои. Всё это вместе с участившимися украинскими терактами на территории России повышает градус тревожности в обществе.
Будет ли мобилизация?
Большинство экспертов тем не менее сходятся во мнении, что никакой мобилизации в ближайшее время не будет. Эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач в разговоре с Telegram-каналом "Незыгарь" отметил, что потребности ВС России в людях полностью закрываются за счёт контрактников. Неслучайно власти в последнее время активизировали усилия по вербовке контрактников.
Глава Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров придерживается аналогичного мнения. Он указывает на успешную вербовку добровольцев, которой занимаются военкоматы и ЧВК. По его словам, за последние месяцы армия набрала примерно 300 тыс. мобилизованных. Ежедневно в вербовочные центры ЧВК "Вагнер" обращаются по 300 кандидатов, 200 из которых в итоге попадают на фронт.
Потребности Министерства обороны и ЧВК в живой силе удовлетворяются за счёт добровольцев, резервистов, контрактников, призывников. Вопрос о всеобщей мобилизации не стоит,
- отметил он.
Директор по аналитическим проектам АПЭК Михаил Нейжмаков полагает, что власти расценивают новую частичную мобилизацию как крайнюю меру. Это подтверждают и мероприятия по вербовке контрактников, и официальные опровержения слухов о планах по проведению мобилизации.
Срочники пойдут в бой?
Есть также гипотетическая вероятность подключения срочников к участию в СВО. На это намекнул председатель Комитета Государственной думы по международным делам Леонид Слуцкий, предложив официально признать участниками СВО (со всеми причитающимися им денежными выплатами и льготами) солдат-срочников из пограничной службы. Ведь им и так приходится участвовать в боях, когда украинские боевики пытаются прорваться на территорию Курской, Брянской или Белгородской областей.
Предложение депутата можно рассматривать как попытку восстановить справедливость - пограничники участвуют в боях, но при этом не получают тех денег и льгот, которые полагаются мобилизованным, добровольцам и контрактникам. А можно рассматривать эту инициативу через призму подключения солдат срочной службы к СВО. Ведь до сих пор военных по призыву в зону проведения спецоперации не отправляли.
Отказ от использования регулярной армии в локальных вооружённых конфликтах - это негласное правило, которое было выработано после Первой чеченской войны. Руководство России не хотело повышать градус напряжения в обществе. К тому же тогда как раз начался постепенный переход к формированию профессиональной (то есть работающей на основе контрактов с Минобороны) армии. Однако возможно, что сейчас ситуация изменилась.
По крайней мере, так утверждают источники Царьграда, в администрации президента и в правительстве снято табу на обсуждение вопроса об участии срочников в боевых действиях. Если эти обсуждения выльются в публичную плоскость, то идеологическое обоснование будет примерно таким: Россия сегодня имеет дело не с локальной горячей точкой, а с агрессией объединённого Запада. Если идёт большая война, то делить армию на части - вот этих солдат можно посылать в бой, а этих нельзя - непозволительная роскошь. Следует сказать вслух: больше нет ни "срочников", ни "контрактников", ни "мобилизованных". Есть русские солдаты.