На стыке XIX-XXвв больше половины обуви изготовлялось вручную, на заказ. Это позволяло заказчику самому выбрать не только отделку, но и материал, и даже каблуки можно было подобрать отдельно, в тон платья или верхней одежды.
В магазине продавались готовые обувные купоны(ткань), из которых шили туфли. На купонах были напечатаны туфли в развертке с готовым рисунком, сапожнику оставалось только выкроить и сшить.
Тканевые туфли украшали вышивкой. На кожанные туфли узор наносился выжигательным аппаратом. Все это делалось вручную.
Интересно, что в Индии вышивка-исключительно мужское занятие.
В 1872г в Америке был запатентован новый материал целлулоид. Формулу целлулоида придумал англичанин Александр Паркс. Материал можно было окрашивать, он отлично имитировал металл, слоновую кость. На нем можно было вырезать рисунок, вставлять стразы и бриллианты. Для этого использовались стразы с конусообразным "хвостиком"("павильоном"). Целлулоидный каблук просверливался, при нагревании отверстие немного расширялась, туда вставлялся страз или бриллиант, при охлаждении целлулоид возвращался в первоначальную форму и украшение закреплялось на каблуке. Целлулоид активно использовали для изготовления каблуков.
Со времен Людовика XIV, введшего каблуки в активное пользование, для изготовления этой части обуви использовали дерево или скрученный в рулон кусок кожи более грубой выделки, служивший вместо супинатора.
Супинаторы до 1870 г тоже делали из дерева. В 1870г появились металлические супинаторы.
Некоторые сапожники старшего поколения продолжали работать с заказчиками до 1950г.
В наше время тоже делают обувь на заказ, но это касается, в основном, профессиональной обуви (пуанты, туфли для танцев) или людей, имеющих нестандартный размер или форму стопы.
Фотографии с "Выставки старинной обуви и одежды Арт-деко".