Найти в Дзене

Вечные темы для споров: лётчикам нравились Яки

В целом, конечно, тема гораздо шире и касается всей советской истребительной авиации, и её сравнения с авиацией Третьего Рейха.

Одна сторона — люди, странно понимающие, что такое патриотизм или сильно погрязшие в давно канувшем социалистическом прошлом, упорно исходят из советских мифов о каком-то завоевании господства в воздухе, о том, как советские асы сбивали десятками самолёты со свастикой.

К сожалению, если забыть про советскую историю Великой Отечественной войны, то картина реальная будет существенно отличаться во всём, включая и войну в воздухе.

Советская авиация всегда имела численное превосходство, на стороне немцев же была более совершенная техника и лучше обученные пилоты. В результате, мы победили в войне в целом, и в воздушной, получается, тоже.

По поводу конкретных самолётов, можно, конечно, спорить, насколько уступал или не уступал немецким «мессерам» наш Ла-7, который в любом случае появился в последние месяцы войны. Что же касается истребителей Яковлева, то, их преимуществом была простота производства и дешевизна. Понятно, что строить самолёт на каркасе из железных труб, обшивая его полотном, гораздо проще, чем изготавливать сложную деревянную конструкцию самолётов Лавочкина. Ну а делать истребители из металла, такую роскошь в СССР тогда не могли себе позволить, поскольку этого самого металла не хватало. Кроме того, Яки были проще в управлении, их легче было освоить неопытному пилоту.

А это было очень на руку. Судите сами. Можно быстро построить много истребителей. Посадить в них курсантов лётных училищ, прошедших ускоренный курс. И вот вам много новых полков истребительной авиации. Есть кого послать в бой. То, что, как легко догадаться, бой этот будет для многих последним, вопрос второстепенный. Понять это не так просто, для этого надо понимать особый образ мышления, когда отчитаться о количестве полков и дивизий, важнее, чем одержать победу. И это, кстати, касается не только авиации.

Конечно, в вопросе этом есть непререкаемый для многих авторитет — сам товарищ Сталин, который изрёк фразу: «Лётчикам нравятся Яки». Я понимаю, что для многих людей в нашей стране и даже за её пределами, товарищ Сталин не может ошибаться по определению. И чтобы их не раздражать подозрениями в том, что товарищ Сталин ошибся, задам вопрос другой.

А кто вообще сказал, что Сталин что-то подобное говорил. Мы об этом знаем со слов одного единственного человека, зовут которого Александр Сергеевич Яковлев. Учитывая, что именно из его КБ и вышли те самые Яки, это сразу напоминает рекламу: «Наши учёные в лаборатории Нашего завода протестировали Наш стиральный порошок и пришли к выводу что он самый лучший». Собственно, если почитать книги Яковлева, то суть их примерно такая же, как в вышеупомянутой рекламе. А там, конечно, нигде не сказано, что истребитель Яковлева даже не смог пройти весь объём испытаний, а принят был на вооружение просто потому, что не принять самолёт советника Сталина по вопросам авиации, и в голову никому прийти не могло.

Конечно, никто в советское время не цитировал вот такие документы:

ДОНЕСЕНИЕ тов. СТАЛИНУ И. В.
В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации.
На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.
Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали.
ЖУКОВ, МАЛЕНКОВ, НОВИКОВ.

Я отнюдь не призываю считать наши самолёты хламом, что тоже порой звучит с другой стороны спорщиков. Однако, в этом вопрос надо искать именно истину, а не вести абсолютно бесполезные сравнение табличных характеристик самолётов или приводить в качестве доводом чьи-то мемуары.

И понимать, что попытка разобраться в том, как и что было на самом деле, не есть стремление отнять у нашей армии Победу над Германией. Что обычно является последним аргументом одной из сторон.

Ну а я предложу вам прочитать ещё мою статью:

Тайны битвы за Ленинград: потери самолётов в сентябре 41-го