Как ни странно, культурные явления принимают самые разные формы. А я продолжаю разгребать отложенные закладки для статей на дзене: вот ещё одна из них – похоронная.
Это новость от начала года, а в качестве ссылки выберу вариант с «Афиши»:
Собственно, почему это здесь, а главное – зачем?
А потому, что перед нами изумительное культурное явление. Которое настолько глубоко проникло в менталитет отдельно взятого человека, что позволило преодолеть довольно-таки мощные социальные стереотипы: темы кровного родства, физиологии и смерти по-прежнему для многих болезненны.
Если вкратце, речь идёт о Мэри Мартин, американской учительнице. Которую из-за инициалов ученики называли в честь кондитерского бренда. Более того, регулярно дарили ей тематические сувениры, которые частично пошли на украшение класса.
И вот настолько женщина прониклась трогательным сравнением, что даже последний путь решила оформить соответствующим образом. На мой взгляд, это... мило?
Для меня искусство – способ познания мира. И возможность преодолеть ограничения, накладываемые физическими законами и социальными предрассудками.
Только вдумайтесь, насколько существенная разница между фразами:
- Как жаль, что Мэри ушла!
- Как красиво Мэри ушла!
Посмотрите на фотографии выше. Грустно ли им, что мама, бабушка, подруга ушла? Безусловно!
Но они не захлёбываются слезами, не тонут в отчаянии. Многие искренне улыбаются. Потому что торжественное мероприятие ещё и по-своему весёлое.
Кто-то может заявить, мол, это кощунство, нужно оплакать, все дела. Ну, это справедливое замечание – в рамках социальных стереотипов.
Но кого вы оплакиваете? Покойному уже всё равно, а если он в самом деле считает пришедших на службу близкими, явно бы желал видеть их счастливыми.
Если же речь идёт о «поддержке близких»... Скажем так, мне довольно странным кажется как раз поведение, которое выглядит вот так:
Собираются «сочувствующие» и начинается:
- какая потеря;
- как вас жаль;
- как вы теперь;
- лучшие уходят первыми (а остаётся жить, видимо, одно го... извините);
- давайте порыдаем всей толпой и пр.
Мэри Мартин позаботилась о близких. Она не только поблагодарила подобным образом учеников, но и постаралась сделать так, чтобы родные люди последнюю встречу (а похороны можно трактовать именно так) вспоминали с улыбкой, а не погружаясь в беспросветное отчаяние.
И вот в качестве культурного явления необычные похороны мне кажутся чем-то полезным. По крайней мере, с точки зрения психологической помощи оставшимся членам семьи.
P. S. под такие обсуждения новостей, в принципе, не стоит создавать отдельный раздел. С тэгами удобнее было, жаль.
Но вообще, как вспомню все похороны в своей жизни, так жуть берёт: более беспросветного и бескомпромиссного зрелища не представить. Слушайте, а можно слова утешения и поддержки подбирать такие, чтобы ХОТЕЛОСЬ жизнь, а не наоборот – как это обычно и происходит?