В книге И. С. Дмитриева ‘Упрямый Галилей‘ рассказывается о двух процессах над Галилеем (1616 и 1633 гг.). Дмитриев дотошно описывает события тех лет и предлагает свою интерпретацию произошедшего. В книге Дмитриев также рассматривает взгляды Декарта, при этом в странном для меня ракурсе:
‘сопоставление натурфилософских позиций Галилея и Декарта позволит лучше понять сложность и противоречивость процесса становления классической науки Нового времени, а кроме того, осознать если не интеллектуальное одиночество Галилея (возможно, это слишком сильное выражение), то по крайней мере непонимание и неприятие его идей не только католической элитой, но и «отцом европейского рационализма».’
‘Ведь в известном смысле Декарт продолжил суд над Галилеем, перенеся обвинения в адрес тосканца из сфер церковного права и теологии в сферу философии.’
Можно согласиться с Дмитриевым, что с точки зрения классической механики физика Декарта выглядит достаточно курьезной, но в данном случае гораздо лучше рассматривать позиции Галилея и Декарта в контексте смены научной парадигмы — решительного разрыва с натурфилософией Аристотеля. В рамках такого подхода взгляды Галилея и Декарта станут достаточно близки, а отличия во взглядах не столь существенны. Ниже я остановлюсь на следующих важных моментах:
- Законы природы
- Первичные и вторичные качества
- Человек способен к познанию мира
В заключение будет отмечена сходство человеческих качеств Галилея и Декарта.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2023/06/galileo-and-descartes.html