Не успели затихнуть общественные дискуссии, посвященные тому, этично или неэтично призывать кого-то рисковать своей свободой, здоровьем и даже жизнью, как актуальная повестка подбросила новую тему для пересудов. Теперь все вокруг обсуждают поразительную реакцию жителей одной из южных областей на случившееся с ними несчастье. Кто-то слегка злорадствует, кто-то без всякой тени злорадства выражает сочувствие. Но все в один голос поражаются тому, как эти люди много месяцев не обращали никакого внимания на беду, происходящую буквально в нескольких километрах от них.
Они в большинстве своем никак не сочувствовали соседям, не выступали с речами и требованиями эту беду остановить, спокойно наблюдали за происходящим день ото дня и продолжали жить своей обычной жизнью. И вот теперь, когда эта же самая беда пришла и к ним, они преисполнены ужаса, горя, они просят о помощи, взывают к власть имущим, требуя защиты и справедливости. «А нас-то за что?» - буквально как в этом уже ставшем классикой меме, они возмущаются тем, что с ними вдруг произошло.
Для меня ответ на вопрос, почему эти люди так себя вели и ведут, очень прост – все дело в отсутствии воображения, развитой когнитивной способности представлять себе то, что может случиться, и то, что уже происходит с другими людьми. Без воображения, я уверена, нет и эмпатии – люди просто не могут искренне сочувствовать тому, что представляют себе недостаточно хорошо. Людей не трогает горе других людей, как правило, потому, что они его себе просто не представляют – и именно в этом, как мне кажется, и таится основа любого зла на земле.
Ведь злодей так легко решается на злодейство, так охотно выбирает его как самый легкий и удобный жизненный путь не то чтобы потому, что любит причинять страдания людям. Бывает, конечно, и такое, в случаях крайней патологии. Но в психологической норме человек чаще всего совершает зло, потому что не представляет, чем его действия обернутся для других людей, к какой беде, разрушениям и тягостным последствиям они приведут.
Именно поэтому, когда злодей попадает в такую же печальную ситуацию и зло совершается уже в отношении него самого, его это всегда так сильно возмущает. На себе-то он уже может прочувствовать всю боль, все несчастье, всю горечь потери – тут уже воображение не требуется, тут уже идет чистая эмоциональная психическая реакция. И даже если он много лет занимался тем, что доставлял подобные страдания другим людям, для него самого они будут чем-то новым – потому что он никогда даже не пытался себе это вообразить.
Как-то я уже писала о том, что быть умным – значит, быть добрым, а развитое воображение, безусловно, является важной и непременной составляющей любого ума. Как залог действенной эмпатии, воображение – это по сути, движущая сила добра, его главный механизм. Быть по-настоящему добрым может только человек, обладающий хорошим, глубоким, образным, многогранным воображением.