Служенье муз не терпит суеты. Служение музам – тоже. Особенно если речь идет о, к сожалению, редко воспеваемой Урании. Муза астрономии, астрологии и вообще всех точных наук - самая младшая из всех и самая мудрая. Самое прекрасное посвящение этой прелестнице (а она была без сомнения красива), на мой скромный взгляд, сохранилось в старинном парке усадьбы Тригорское. Музе можно было посвятить только идеально составленную, математически выверенную, абсолютно самодостаточную композицию… солнечных часов.
Надо признать, что солнечные часы – забава в парках весьма распространенная. Но мне нигде не встречались описания таких часов, как в Тригорском, автором которых был простой садовый мастер, имени которого история до нас не донесла.
На рубеже 18 и 19 веков в русских усадьбах было весьма модно, а заодно и практично устанавливать у себя в саду солнечные сады, поближе к барскому дому. В то время пользовались исключительно местным временем, и все населенные пункты, различные по долготе, имели свое время. И для того чтобы узнать это самое местное время и необходимы были солнечные часы, которые находились практически под боком. И уже по этим солнечным часам можно было поставить механические часы, каковыми и пользовались в дальнейшем. В усадьбе Тригорское, в центральной части Псковской области тоже были свои солнечные часы.
Александр Максимович Вындомский – хозяин усадьбы – был достойным сыном эпохи Просвещения. Ну и, как водится, парк себе задумал на английский манер. И архитектора себе паркового выписал. А архитектор оказался весьма незаурядной личностью. По крайней мере, обладал очень обширными знаниями не только в профессиональной сфере, но и в астрономии, математике, геодезии. Предполагают, что он разделял и масонские взгляды Вындомского. Потому как до сих пор пытаются разгадать зашифрованные в композиции парка послания.
К созданию солнечных часов архитектор подошел весьма основательно. Территория, выбранная, под часы представляет собой равнобедренный треугольник со сторонами 250 * 250 х 200 м. В центр этого треугольника мастер помещает круглую площадку радиусом 22 метра. Эта площадка, крытая дерном, не что иное как циферблат. Среди современных исследователей идет спор, каким был гномон. К единому мнению пока не пришли, но точно знают, что не таким как сейчас. Установлен он был в строгом соответствии с координатами местности и имел угол наклона 57°40' в центре круглой площадки на некотором возвышении. В 100 метрах от циферблата строго на юг, также на возвышении, был посажен дуб. С легкой руки Пушкина теперь его все зовут «дуб уединенный». От этого дуба через гномон, строго по магнитному меридиану проходит полуденная линия. Оканчивается эта визуальная линия группой уже других дубов в глубине парка. То есть если встать спиной к «дубу уединенному» и посмотреть строго на север 22 июня в 14 часов 10 минут (декретное московское время) мы увидим визуальное совмещение всех этих точек и единую тень. Эта же визуальная линия становится главной композиционной осью или же осью симметрии.
Дальше – еще интереснее. По периметру площадки на часовых и получасовых линиях также были посажены дубы. Расстояние между дубами точно соответствует расчету по формуле: tg(х) = tg(t)∙sin(φ), где х - угол при центре, между данным делением и полуденной линией, t - часовой угол Солнца, φ - широта места.
Но и это еще не все. Примыкающие к кругу дорожки внутри треугольника делили круг на три равные части. В 70-х годах прошлого столетия исследованием этих часов занимались математики-астрономы. Они пришли к выводу, что симметрично относительно полуденной линии, на точках 4 утра и 8 вечера к круглой площадке подходили два аллеи – утренняя и вечерняя. То есть прогулочные маршруты были продуманы с учетом возможности любования закатами и лучами восходящего солнца.
Есть здесь чему поразиться и любителям загадочных версий. А именно любителям во всем увидеть «масонский заговор». Александр Максимович Вындомский по семейному преданию был связан с Н. И. Новиковым и принадлежал к казанской масонской ложе. Если разбирать композицию солнечных часов с точки зрения масонских символов, то в Тригорском просто рай для толкователей. Ну во-первых – сами часы. Этот знак постоянных перемен и очень частый атрибут масонских парков. Дальше - равнобедренный треугольник, в который вписаны часы – символ Космоса, знак вечности. Высадка дубов – символа масонской твердости и добродетели. Некоторые видят в рисунках, образованных солнечными часами символы Солнца и Луны, астрологические знаки Венеры и Меркурия и даже знаки Лилит.
Право, не хотелось бы углубляться в эти дебри. Самое главное – это как сказала последний реставратор Тригорского В.И. Агальцова –«… уникальность композиции «солнечных часов» с четко рассчитанным рисунком визуальных и планировочных связей, «подъем» одного из центров главной композиционной оси - «дуба уединенного» - на искусственный холм и высотную площадку, равную центру гномона, посадка часовых и получасовых деревьев по математически выверенным интервалам, подчеркивание утреннего и вечернего лучей, совмещение главной композиционной оси с полуденной линией позволяет полагать, что автором ее был человек незаурядный…»
Мне бы очень хотелось познакомиться хоть с одним современным ландшафтным, да даже архитектором, который имея в багаже, кроме основных для его профессии знаний, также знания по математике, астрономии, геодезии уровня не только 18 века, но уже и века 21, способного создать целую композицию в саду, состоящую из посадок, дорожек, солнца наконец, пользуясь только местным материалом.