Вплоть до начала 1970-ых в Советском Союзе спецназа в силовых структурах, как такового, не было. Имелся лишь армейский - при Главном разведывательном управлении Генштаба, ведущий своё исчисление с 1950 года. Его основным предназначением была борьба с мобильным ядерным оружием, стоявшим на вооружении стран НАТО, и разведывательно- диверсионная работа в тылу противника. А основными особенностями являлись относительно небольшой состав, отличная подготовка, дерзость, внезапность, инициативность, быстрота и согласованность действий.
В МВД и КГБ на случай возникновения нештатных ситуаций (захват заложников, воздушного судна и т.п.) имелись соответствующие планы и были сформированы оперативные группа захвата, в которые хоть и входили наиболее опытные и хорошо подготовленные сотрудники, но те не всегда обладали высокими навыками штурма самолётов и освобождения заложников. Их, как говорится, лепили из того, что было! Армейский спецназ с его методами для таких тонких задач явно не годился.
Но вот к решению о создании подобного рода специализированных подразделений на постоянной штатной основе по ряду причин мы шли долгие двадцать лет. Хотя, если анализировать официальную статистику о попытках захвата воздушного судна в СССР, предпосылки к этому появились ещё в середине 1950-ых. Судите сами.
Первая попытка захвата вооружёнными мужчиной и женщиной самолёта (это был старенький Ли-2, летевший из Таллина в Ленинград) была предпринята в далёком 1954 году. Но тогда экипаж оказал им сопротивление и сумел обезвредить воздушных террористов, при этом погиб бортмеханик.
В 1958 году один из пассажиров попытался захватить самолёт Ил-14, летевший по маршруту Москва - Таллин. Но и в этот раз безуспешно - он так и не смог попасть в кабину пилотов. Буквально через месяц двое мужчин пытались захватить в якутском аэропорту Ан-2, чтобы улететь в США, но также не преуспели. В 1960-ые годы захваты пошли на спад, но время от времени происходили, хотя и неудачно для пиратов.
Всё кардинально изменилось в 1970 году. Тогда двое литовцев (отец и сын Бразинскасы), застрелив стюардессу Надежду Курченко и ранив нескольких членов экипажа, захватили Ан-24, летевший по маршруту Батуми - Сухуми, и угнали его в Турцию. Страна была потрясена. Это был первый удачный случай захвата советского самолёта.
Поражает то, что в СССР долгие годы обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте возлагалось лишь на вооружённых табельным оружием сотрудников милиции в штатском. К тому же, никому не приходило в голову ужесточить правила безопасности и начать проводить предполётный досмотр. Лишь после этой трагедии в аэропортах начали появляться первые детекторы металла, пассажиров стали проверять на наличие у них опасных предметов, а лётчиков вооружать пистолетами. Но вал воздушного терроризма уже было не остановить. Только за 1970-ые годы в СССР было совершено около 30 попыток захвата самолётов, а мир погрузился в эпоху воздушного терроризма.
Резонансные теракты, совершённые в 1972-1973гг., подтолкнули руководителей страны, МВД и КГБ к решительным мерам. Это, конечно же, трагические события на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, когда в результате захвата в заложники и неудачной операции по их освобождению от рук палестинских террористов погибли 11 израильских спортсменов.
Тогда же произошла самая страшная трагедия в советском воздушном пространстве, о которой долгие годы руководством страны замалчивалось. По числу жертв (81 человек) катастрофа стала крупнейшим терактом в истории Советского Союза. 18 мая 1973 года Ту-104 выполнял внутренний рейс по маршруту Москва - Чита. Кроме экипажа (8 чел.) в самолёте находилось 72 пассажира (из них 4 ребёнка), а также сопровождающий милиционер. При заходе на посадку недалеко от аэропорта Читы, террористом была предпринята попытка захвата борта: показав стюардессе самодельную бомбу, тот потребовал изменить курс и лететь в Китай. Пытаясь его обезвредить, милиционер смертельно ранил террориста в спину, после чего произошел взрыв бомбы. По словам очевидцев на земле, большой самолёт падал, нелепо кувыркаясь, а из обломков сыпались люди. Никто не уцелел. Как заключила спецкомиссия по расследованию авиакатастрофы, разрушение произошло в результате взрыва тротила весом около 6 килограммов в районе правого аварийного люка первого салона.
Всего за три недели до этого страшного теракта попытка угона произошла в Ленинграде, и лишь по счастливому стечению обстоятельств удалось обойтись без значительных жертв. Тогда некий Иван Бидюк сумел пронести на борт самолёта Ту-104, летевшего из Ленинграда в Москву, бомбу. Он сообщил, что у него при себе имеется взрывное устройство и потребовал изменить маршрут и лететь в Стокгольм. Экипаж развернул самолёт и решил сесть в Ленинграде. Когда самолёт был всего в нескольких метрах над землёй, террорист привёл в действие взрывное устройство, но, к счастью, взрыв не помешал приземлению. Никто из пассажиров не пострадал, но погибли сам террорист и бортмеханик.
После теракта над Читой организация безопасности в аэропортах и самолётах ещё раз была серьёзно пересмотрена. Удивительный факт: до 1973 года в законодательстве СССР не было даже уголовной статьи «Угон воздушного судна», а преступников, пытавшихся угнать самолёты, судили либо за измену Родине, либо за злостное хулиганство, либо за хищение имущества в особо крупных размерах…
А последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала попытка захвата в ноябре 1973 года гражданского самолёта Як-40 четырьмя вооружёнными студентами автомобильного техникума, мечтавшими о красивой жизни в США. Тогда при штурме самолёта в составе группы захвата отличился ст. лейтенант милиции А.И.Попрядухин, удостоенный за свой подвиг звания Героя Советского Союза.
Лишь после этого советское руководство всерьёз озаботилось ситуацией и сподвиглось на создание отдельного спецподразделения по борьбе с терроризмом. Такой отряд в июле 1974 года оперативно был сформирован в составе КГБ и получил громкое название «Группа «А». В то время его предпочитали называть андроповским спецназом, а сегодня он больше известен как «Альфа».
Впоследствии по его образу и подобию все прочие силовые ведомства также стали обзаводиться своими элитными спецподразделениями. Перед московской Олимпиадой в 1978 году в системе внутренних войск МВД СССР появился ещё один антитеррористический отряд специального назначения - «Витязь», символом которого стали краповые береты. Спустя три года в структуре КГБ сформировали группу специального назначения «Вымпел». В 1994 году во внутренних войск МВД России на базе ОДОНа был сформирован отряд специального назначения «Русь», а через год свой спецназ появился и у пограничников - группа «С» («Сигма).
Все они имеют свою славную историю, но это уже тема иного рассказа…
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!