Найти тему
Сергей Амфора

Имена и Руны.

Поговорим об источниках и Именах рунологию современную создавших. Так сказать, об истории и отцах (изредка "матерях") основателях)))

1. Источники

Я согласен со мнением мэтров российской рунологии (в частности, с Олегом Синько), что на самом деле неважно, где возникли Руны и когда. Тем более что сейчас это невозможно выследить. И не только от скудности летописных источников на этот счет. Скорее всего, это невозможно найти, потому что рунология до определенного времени искала совсем не там. В основном поиски локализовались в германской и протогерманской культуре, что может оказаться глубочайшей ошибкой. Мы глубоко убеждены, что руны были получены именно так, как описано в «Старшей Эдде» – благодаря подвигу Одина, отчаянному прорыву в Смерть на Ясене, проходу в великие Врата, за которыми и обнаружилась настоящая Жизнь. Жизнь, законом и основой которой является система Рун, как потоков фундаментальных Сил, черпающих себя из изначального истока Гигунгагап (Вод Хаоса). Но отнюдь из этого не надо делать выводов, что их источник – германская культура. Мы не можем знать этого наверняка. Да и источники той самой германской культуры, где они? Тоже очень много вопросов.
И так, что же с рунами? Серединой первого тысячелетия до нашей эры ученые датируют первые рунические (или руноподобные) знаки на посуде и оружии из курганов Юго-восточного Казахстана. 700 годом до н.э. датируется применение в письменности руноподобные знаков венетами и этрусками. 200 годом н.э. датируется возраст самой ранней находки с полным начертанием Футарка, ряда Старших Рун, в Европе. Сия цифра, применительно именно к Футарку, оспаривается. Однако невозможно оспорить, что руноподобные знаки, применяемые предками германцев в то время уже, существовали. Пусть и в рамках иной системы, или без системы вообще. Форма символов, используемых в старой латинице, этрусской и вендской письменностях, существовавших с более ранних времен, косвенное тому подтверждение.
Наверняка, Один (или иной культурный герой в веках, ставший Богом) обрел Руны несколько раньше – но отнюдь не во времена фантастически далеких по времени (а может и вовсе мифологических) Атлантиды или Арктиды. Если, к примеру, Атлантида и существовала её наследие не руны, а иероглифы, которые мы сейчас называем египетскими и центральноамериканскими.
Поскольку рождение самих образов, ставших рунами, можно отнести к определенному времени - к временам возникновения курганной культуры. К эпохе расселения сих народов на запад и юг Евразии, которые открывают умение с помощью рун влиять на реальность вокруг себя и предсказывать будущее. Основная масса носителей знаний о рунических знаках ушла на запад. Даже если тюрки ни в коем разе не были родственны этим племенам, они заняли эти территории (Южный Урал, Южная Сибирь, Каспий) и они также взяли на вооружение руны (хотя бы в качестве письменности). С другой стороны, есть ученые, которые делают предположения (на основе «Младшей Эдды» - авторитетного, для рунолога, источника), что Один мог быть родом из племени родственного аланам, которых в общем-то в принадлежности к германской крови обвинить сложно. А это в принципе обнажает нежелательные детали для воспитанных на прогерманских источниках рунологов вопросов об истинных корнях рунического искусства.
Хотя, на самом деле, как уже сказано, ни эзотерически, ни магически, ни психологически не важно «когда» и «кем». Важно – «что» и «как». За гранью Смерти, на пороге Жизни, избавившись от всех социально-культурных символических стереотипов, очистив свою психику от всего Жившего, пещерный человек, первый шаман, культурный герой, которого потомки назвали Богом, Вотан/Один активизировал в себе Универсальную, первичную архетипическую систему, которая и проявила себя в четко проявленной в восприятии системе Символов. Символов, соответствующих этим базовым программам и названным самим Одином Рунами.

Что касается описания в литературе самих рун, то самым древним текстом на эту тему историками признается Англо-саксонская поэма 10 века. И то она описывает только 29 символов из 33х нортумрбийского ряда. Именно так. Это не Старшие Руны. Старший ряд мы наблюдаем повсеместно на камнях Северной Европы, на артефактах эпохи до великого переселения и вплоть до эпохи викингов. Но как его читать, мы предполагаем, ориентируясь на Англо-Саксонскую поэму. И на более поздние источники, которые описывают альтернативные рунические ряды – потомков Старшего.

Где-то через двести лет, после написания АСРП, появляется Норвежская руническая песнь, посвященная уже символике Младшего Футарка. Его шестнадцати рунам. И как раз к 13 веку появляются такие значимые трактаты как Старшая и Младшая Эдды, где помимо собрания легенд об Одине и героях его пантеона, содержится, и информация о том, что есть руны и как их использовать. С описанием некоторых из них. Одним из наиболее ранних рунических памятников, где упоминаются магические значения рун вне поэм, является рукопись «Computus Runicus» 1328 года. Которая, как и многие источники того времени (да и более раннего) существуют только в печатных копиях 16-17 веков. И то мы ненайдем там упоминания Старшего Ряда, только младшие руны.

Как, пример - самого позднего появления рунопоэм, нужно указать на текст, который зачастую носит название «Рунные вирши исландцев» (описывающий исландские пунктирные руны), конца 15 века. Авторы этого печатного издания отмечали, что оригинальный текст поэмы, с какой они сделали копию, был написан за триста лет до этого. Она описывает те же шестнадцать рун что и Норвежская поэма, хотя исландский футорк включал в себя 21 руну. А в 17 веке, практики недовольные отсутствием описания «недостающих рун» пишут текст, который сегодня ходит в кругах, изучающих руны под названием «Новоисландская руническая поэма».

С практиками по использованию рун в магии, такая же история. Мы не знаем, как использовались в этом ремесле Старшие Руны. Зато знаем, как и что нужно делать с младшими рунами, по многочисленным манускриптам 16-19 веков, написанных в Исландии. И вся сегодняшняя магия Старших Рун — это проекция на их символы, практик и методик работы с исландским футорком.

(продолжение следует...)