Сегодня не все помнят замечательный фильм «Метель», снятый Владимиром Басовым в 1964 году по одноимённой повести Александра Пушкина. А между тем кинолента эта заслуживает внимания.
Прежде всего, потому что очень колоритна. Сюжет разворачивается на фоне неповторимых среднерусских пейзажей. Снимали в старинных русских городах, Суздали, Пскове. Нередко в кадре – старинные памятники архитектуры, соборы. Все это создает пушкинскую атмосферу первой половины позапрошлого столетия. И, конечно, душа фильма – несравненная по красоте музыка Георгия Свиридова.
А еще фильм «Метель» нам дорог тем, что бережно и очень точно передает любимую мысль великого Пушкина о предопределенности судьбы. Вообще, исследователи творчества Пушкина считают, что в повести «Метель» отразился очень важный мировоззренческий посыл Александра Сергеевича. Пушкин ведь был фаталистом, считал, что перипетии каждой человеческой жизни зависят от прихотей Фортуны, которая, впрочем, иногда устраивает дела людские совсем даже не дурно. Об этом свидетельствует история главной героини «Метели».
Барышня Марья Гавриловна (актриса Валентина Титова), как мы помним, вопреки запрету родителей, решает тайно обвенчаться с неким Владимиром (его играет Олег Видов), в которого страстно влюблена.
Но случается непредвиденное: безжалостная метель разлучает любимых навек. Тут еще случается досадная путаница с женихами. Марью Гавриловну по ошибке венчают с другим – оказавшемся в церкви случайно гусаром Бурминым (исполняет эту роль Георгий Мартынюк).
А вот, кстати, образ метели как раз и не случаен. Природное явление и олицетворяет тот самый к кому и неумолимый, а кому и благоприятствующий Рок. Потому что, в конечном счете, драматическая ситуация разрешилась самым лучшим образом. Ведь только шутница-судьба могла так все устроить: через несколько лет Марья Гавриловна влюбляется именно в того, с кем когда-то по ошибке обвенчалась. И счастливо соединяет с ним судьбу.
Вот такую вот пушкинскую притчу воплотил на экране талантливый режиссер (и актер, кстати, тоже) Владимир Басов.
Между прочим, и на съемках фильма Судьба-шутница пошалила изрядно. Каверзы Фортуны коснулись самого режиссера, вернее, его личной жизни.
Марью Гавриловну сыграла молодая тогда актриса Валентина Титова. А произошло это случайно. Ибо первоначально на роль пушкинской героини была утверждена другая актриса. Уже и костюмы на нее сшили. И вот уже во время съемок режиссер фильма увидел Титову, и тут же…. предложил ей главную роль. А вскоре и вовсе признался в любви. Как утверждали очевидцы, на съемках «Метели» атмосфера была буквально накалена из-за того любовного пожара, что полыхал в душе влюбленного Владимира Басова. Правда или нет, но кто-то рассказывал, что однажды на съемке сам собой воспламенился спичечный коробок в кармане пиджака сгорающего от страсти режиссера…
Любовные переживания Владимира Басова усиливались еще и ревностью. Ведь у Титовой был жених – артист Вячеслав Шалевич…
И все-таки Басов и Титова поженились. Пред мужским обаянием Владимира Павловича трудно было устоять. И это, несмотря на то, что Титова была младше его почти на 20 лет.
В дальнейшем Владимир Басов снимал Валентину Титову во многих своих кинолентах. Например, в фильмах «Щит и меч», «Опасный поворот», «Дни Турбиных». И прожили они вместе четырнадцать лет. Было двое детей. Впрочем, потом Басов и Титова все же расстались. Но это уже совсем другая история.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки