Найти в Дзене

6 июня – Пушкинский день России. Вспоминаем великого поэта, вглядываясь в его портреты

Мы «вспоминать» Александра Сергеевича и представлять то, как он выглядел, можем только по портретам художников, опираясь на их видение и мастерство.

Можно было бы считать наиболее достоверными собственные зарисовки Пушкина. Но надо признать, что в них очень много самоиронии. Особенно, если вспомнить его строки о себе: «Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом».

Рисунки А.С. Пушкина
Рисунки А.С. Пушкина

Поэтому сначала посмотрим на портреты, написанные художниками при жизни поэта. В 1827 году сразу два друга Александра Сергеевича заказали его портрет двум именитым живописцам того времени.

Лицейский друг барон Антон Дельвиг обратился к Оресту Кипренскому (1782-1836), который писал свои картины только с натуры. И Пушкин нашел время и попозировать художнику, и даже посвятил ему стихотворение:

Кипренскому

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея
Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея

А другой приятель Пушкина, библиограф и книголюб, Сергей Соболевский сделал заказ Василию Тропинину (1776-1857). Он просил изобразить поэта по-домашнему, для чего даже привез в мастерскую художника роскошный коричневый халат. В то время многие дворяне хотели, чтобы Тропинин писал их портреты именно в халате, и называлось это изобретение живописца – «халатный жанр».
Некоторые исследователи считают, что это легенда, и Пушкин сам заказал свой портрет, чтобы удивить Соболевского. Но легенда красивая.
Достоверно то, что Тропинин тоже писал портрет Пушкина с натуры.

И это удивительное везение, иметь нам сейчас два прижизненных портрета, написанных в один год, и при этом таких разных.
Ведь Пушкин – тоже человек и мог быть и сдержанно элегантным, и более расслабленным, домашним.

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всероссийский музей А.С. Пушкина

А Иван Айвазовский (1817-1900) писал своего Пушкина уже по воспоминаниям. Он встречался с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. Тогда художнику было всего 19 лет, но это знакомство произвело на него очень сильное впечатление.

После гибели поэта Айвазовский подружился с его вдовой, Натальей Николаевной. И позже он напишет: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём».

Но свои работы, посвященные Пушкину он создаст спустя более 50 лет. Всего им будет написано около 20 картин. Конечно, на всех будет море. Айвазовского будет вдохновлять именно то, что Пушкин бывал в его любимом Крыму, о чем и рассказал будущему знаменитому маринисту во время их единственной встречи.

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега…
Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря. 1887. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина
Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря. 1887. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина
Фрагмент картины Ивана Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал». 1880. Одесский художественный музей
Фрагмент картины Ивана Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал». 1880. Одесский художественный музей

А самая известная картина Айвазовского, посвященная поэту, «Прощание А.С. Пушкина с морем» была написана в соавторстве с Ильей Репиным. Позже Репин вспоминал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».

Иван Айвазовский. Илья Репин. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Иван Айвазовский. Илья Репин. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина

В 1911 году Илья Репин (1844-1930) напишет и свою картину. Он изобразит молодого Александра Пушкина – выпускника Царскосельского лицея. 15-летний поэт читал на экзамене своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»:

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух…

Интересно, что профессора лицея, заказавшие картину Репину к 100-летию учебного заведения, сами позировали художнику.

Илья Репин. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. 1911. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Илья Репин. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. 1911. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Репин уже из тех художников, кто родился после смерти поэта и с ним не встречался. Им уже приходилось изучать посмертную маску Пушкина и собирать его образ по крохам.

Так Петр Кончаловский (1876-1956), задумавший портрет Пушкина в минуты творческого вдохновения, долго пытался найти нужный образ. И ему помог случай – встреча с внучкой поэта. Дочь Кончаловского так передает его воспоминания: «Все, чего я не мог высмотреть в гипсовой маске, над чем трудился, мучился и болел, сразу появилось предо мною. И, самое главное, я увидел у внучки, как раскрывался рот ее деда, какой был оскал зубов, потому что внучка оказалась буквально живым портретом деда, была ганнибаловской породы…».

Кончаловский изобразил поэта в Михайловском за работой утром. Известно, что Пушкин часто не вылезал из постели до обеда, продолжая сочинять.

Надо сказать, что у этой картины курьезная история. Ведь сначала Кончаловский изобразил поэта, неприкрытого пледом, с голыми ногами. И в журнале «Крокодил» за 1932 год сатирики переименовали работу в «Пушкин без брюк». А цензура не пустила картину в таком «непристойном виде» на выставку в 1937 году. Тогда Кончаловский «натянул» плед и на ноги.

Живописцам приходилось восстанавливать не только образ поэта, но и обстановку той эпохи. Петр Геллер (1862-1933) тоже изобразил Пушкина в Михайловском. Но на его картине поэт беседует со своей любимой няней, которая по сути разделила с Пушкиным его ссылку.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Пётр Исаакович (Пейсах Ицкович) Геллер. Пушкин и Арина Родионовна. Конец XIX века
Пётр Исаакович (Пейсах Ицкович) Геллер. Пушкин и Арина Родионовна. Конец XIX века

Другая картина Геллера упоминается под разными названиями: «Гоголь, Жуковский и Пушкин», «Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе». Сам художник для выставки 1904 года назвал свою работу «Гоголь среди своих великих друзей. Из летнего пребывания Гоголя в Царском Селе у Жуковского в 1831 году».

На ней изображены три писателя в 1831 году в Царском Селе, в квартире Жуковского в Александровском дворце. Картина считается ценной за то, что художник достаточно точно передал интерьер того времени. Работа хранится в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина и малоизвестна широкой публике, впрочем, как и другие работы Геллера.

Пётр Исаакович (Пейсах Ицкович) Геллер. Пушкин и Жуковский слушают Гоголя. 1904. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Пётр Исаакович (Пейсах Ицкович) Геллер. Пушкин и Жуковский слушают Гоголя. 1904. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Конечно, существует ещё огромное количество картин с изображением великого поэта, его портретов и скульптур. К его образу обращались и в XIX, и в XX веке. Думаю, и наши современники ещё не раз вдохновятся его творчеством и судьбой.

Недаром Пушкин написал в «Евгении Онегине»:

Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!

Пишите в комментариях, какой образ Пушкина вам больше по душе или кажется наиболее правдоподобным. Буду рада вашим откликам и лайкам.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы тоже вдохновляться творчеством поэтов, писателей и художников.