Мы «вспоминать» Александра Сергеевича и представлять то, как он выглядел, можем только по портретам художников, опираясь на их видение и мастерство.
Можно было бы считать наиболее достоверными собственные зарисовки Пушкина. Но надо признать, что в них очень много самоиронии. Особенно, если вспомнить его строки о себе: «Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом».
Поэтому сначала посмотрим на портреты, написанные художниками при жизни поэта. В 1827 году сразу два друга Александра Сергеевича заказали его портрет двум именитым живописцам того времени.
Лицейский друг барон Антон Дельвиг обратился к Оресту Кипренскому (1782-1836), который писал свои картины только с натуры. И Пушкин нашел время и попозировать художнику, и даже посвятил ему стихотворение:
Кипренскому
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
А другой приятель Пушкина, библиограф и книголюб, Сергей Соболевский сделал заказ Василию Тропинину (1776-1857). Он просил изобразить поэта по-домашнему, для чего даже привез в мастерскую художника роскошный коричневый халат. В то время многие дворяне хотели, чтобы Тропинин писал их портреты именно в халате, и называлось это изобретение живописца – «халатный жанр».
Некоторые исследователи считают, что это легенда, и Пушкин сам заказал свой портрет, чтобы удивить Соболевского. Но легенда красивая.
Достоверно то, что Тропинин тоже писал портрет Пушкина с натуры.
И это удивительное везение, иметь нам сейчас два прижизненных портрета, написанных в один год, и при этом таких разных.
Ведь Пушкин – тоже человек и мог быть и сдержанно элегантным, и более расслабленным, домашним.
А Иван Айвазовский (1817-1900) писал своего Пушкина уже по воспоминаниям. Он встречался с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. Тогда художнику было всего 19 лет, но это знакомство произвело на него очень сильное впечатление.
После гибели поэта Айвазовский подружился с его вдовой, Натальей Николаевной. И позже он напишет: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём».
Но свои работы, посвященные Пушкину он создаст спустя более 50 лет. Всего им будет написано около 20 картин. Конечно, на всех будет море. Айвазовского будет вдохновлять именно то, что Пушкин бывал в его любимом Крыму, о чем и рассказал будущему знаменитому маринисту во время их единственной встречи.
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега…
А самая известная картина Айвазовского, посвященная поэту, – «Прощание А.С. Пушкина с морем» была написана в соавторстве с Ильей Репиным. Позже Репин вспоминал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
В 1911 году Илья Репин (1844-1930) напишет и свою картину. Он изобразит молодого Александра Пушкина – выпускника Царскосельского лицея. 15-летний поэт читал на экзамене своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»:
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух…
Интересно, что профессора лицея, заказавшие картину Репину к 100-летию учебного заведения, сами позировали художнику.
Репин уже из тех художников, кто родился после смерти поэта и с ним не встречался. Им уже приходилось изучать посмертную маску Пушкина и собирать его образ по крохам.
Так Петр Кончаловский (1876-1956), задумавший портрет Пушкина в минуты творческого вдохновения, долго пытался найти нужный образ. И ему помог случай – встреча с внучкой поэта. Дочь Кончаловского так передает его воспоминания: «Все, чего я не мог высмотреть в гипсовой маске, над чем трудился, мучился и болел, сразу появилось предо мною. И, самое главное, я увидел у внучки, как раскрывался рот ее деда, какой был оскал зубов, потому что внучка оказалась буквально живым портретом деда, была ганнибаловской породы…».
Кончаловский изобразил поэта в Михайловском за работой утром. Известно, что Пушкин часто не вылезал из постели до обеда, продолжая сочинять.
Надо сказать, что у этой картины курьезная история. Ведь сначала Кончаловский изобразил поэта, неприкрытого пледом, с голыми ногами. И в журнале «Крокодил» за 1932 год сатирики переименовали работу в «Пушкин без брюк». А цензура не пустила картину в таком «непристойном виде» на выставку в 1937 году. Тогда Кончаловский «натянул» плед и на ноги.
Живописцам приходилось восстанавливать не только образ поэта, но и обстановку той эпохи. Петр Геллер (1862-1933) тоже изобразил Пушкина в Михайловском. Но на его картине поэт беседует со своей любимой няней, которая по сути разделила с Пушкиным его ссылку.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Другая картина Геллера упоминается под разными названиями: «Гоголь, Жуковский и Пушкин», «Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе». Сам художник для выставки 1904 года назвал свою работу «Гоголь среди своих великих друзей. Из летнего пребывания Гоголя в Царском Селе у Жуковского в 1831 году».
На ней изображены три писателя в 1831 году в Царском Селе, в квартире Жуковского в Александровском дворце. Картина считается ценной за то, что художник достаточно точно передал интерьер того времени. Работа хранится в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина и малоизвестна широкой публике, впрочем, как и другие работы Геллера.
Конечно, существует ещё огромное количество картин с изображением великого поэта, его портретов и скульптур. К его образу обращались и в XIX, и в XX веке. Думаю, и наши современники ещё не раз вдохновятся его творчеством и судьбой.
Недаром Пушкин написал в «Евгении Онегине»:
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Пишите в комментариях, какой образ Пушкина вам больше по душе или кажется наиболее правдоподобным. Буду рада вашим откликам и лайкам.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы тоже вдохновляться творчеством поэтов, писателей и художников.