Сегодня русскоязычный мир отмечает день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, родоначальника современного русского языка и символа своей эпохи.
Подобно тому, как Петр прорубил окно в Европу, так и Александр Сергеевич стал первым русским национальным поэтом и родоначальником всей последующей русской литературы. Он ведь тоже... «прорубил окно в Европу» русской литературе, поставив ее в тот же ранг, что и наиболее развитые к тому времени западные литературы.
А вот образ «окна в Европу» поэт... позаимствовал из-за границы. У итальянца... Разбираемся!
Припоминаете произносимые Гвидоном перед выходом из бочки слова:
Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?
Сразу жу вспоминаются слова Петра I из вступления к поэме «Медный всадник»:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
«Окно в Европу» — это, конечно, о Санкт-Петербурге, с основанием которого Россия получила выход в Балтийское море. В примечании к поэме Пушкин указал, что выражение окно в Европу восходит к “Письмам о России”... итальянского писателя Альгаротти.
«Petersbourg est la fenetre par laquelle la Russie regarde en Europe
[Петербург — окно, через которое Россия смотрит в Европу]»
Письмо IV «Писем о России», помеченное «Петербург, 30 июня 1739», открывается пассажем, которое в оригинале выглядит следующим образом:
«Dal norte io vengo a lei, Mylord, le piu spesse volte ch'io posso: ne lascerb andar certamente questo corriere senza darle novella di me, aspettando pure di riaverne quanto prima di lei. Ma qual cosa le diro prima, qual poi di questa citta; di questo gran hnestrone, diro cosl, novellamente aperto nel norte, per cui la Russia guarda in Еигора?»
[С севера я обращаюсь к Вам, милорд, так часто, как только могу. И этого курьера я, конечно, не отпущу без того, чтобы сообщить Вам новости о себе, и надеюсь как можно скорее узнать их и от Вас. Но что сказать Вам сначала, а что потом об этом юроде, этом огромном окне, назову его так, открывшемся недавно на севере, через которое Россия смотрит в Европу?]>
Пушкин преобразовал и индивидуализировал афоризм Альгаротти, включив его в речь Петра I и придав ему яркий национальный колорит.
Пушкин признает европеизм, но только оправданный «образами мыслей и чувствований» русского народа. Пушкин объявляет себя противником искусства аристократического. «Зрелая словесность» должна иметь своей основой «странное просторечие». В этой широкой концепции народности находили свое место и славянизмы, и европеизмы, если они соответствовали «духу русского языка» и удовлетворяли его потребностям, сливаясь с национальной семантикой.
Вопрос об общенациональной языковой норме был разрешен. Пушкин окончательно похоронил теорию и практику трех литературных стилей. Со времени Пушкина русский литературный язык входит как равноправный член в семью западноевропейских языков.
Так что день рождения поэта — это еще и праздник родного русского языка. С праздником же, друзья!
***
Красочные фотографии, наподобие этой, которыми я украсила этот материал, — это часть проекта «Сказочные Истории», где мы рассказываем красивые русские сказки — или даже лучше «сказания», — путешествуя по страницам русской истории.
Наряды, драгоценности, дворцы - и... интриги, тайны и проклятия.
Подписывайтесь! С нами страшно интересно и жутко красиво - как в сказке!
Режиссер: Ирина Фокина
Стилист: Влада Липская
Брошь, колье и бусы, надетые как браслет: Тина Хмельницкая, http://www.tinaartgallery.spb.ru/
Локация: Книжная Капелла
Фотограф: Сергей Клишис
#сказочныеистории #красотаспасетмир #культураспасетмир #культурноепутешествие #пушкин #царьсалтан #петербург #пушкинскийдень
#красотаспасетмир#культураспасетмир#культурноепутешествие#петербург#пушкин#пушкинскийдень#сказочныеистории#царьсалтан