Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Паровоз для царя, или "Вы тогда не жили!"

Есть у Кира Булычева такой рассказ - "Паровоз для царя". Из цикла "Великий Гусляр". Там в маленьком провинциальном городке вечно какие-то происшествия научно-фантастические происходят. Пришельцы, опять же, явление постоянное. Ну и в очередной раз приземлился один такой, зелененький - летел к тётке на Крупису, а проснулся - не Круписа. Что-то в тарелочке сломалось. И вот расспрашивают пришельца из высокоразвитой цивилизации - а как у вас там? А тарелочка на каком принципе летает? А топливо какое? А пришелец говорит - так я бухгалтер, у нас потому и цивилизация высокоразвитая, потому что каждый своим делом занимается.

Возможно, так выглядят космические бухгалтеры, но это не точно. Авторские шалости и нейросетью как генератор бреда.
Возможно, так выглядят космические бухгалтеры, но это не точно. Авторские шалости и нейросетью как генератор бреда.

Ну, вредный старик Ложкин бухтит, что вот мы-то... Уж мы-то про нас рассказали бы...

— Тогда представь себе, что я — царь Иван Грозный.
— Еще чего не хватало!
— А ты представь, не сопротивляйся. А Грубин, допустим, его друг — Малюта Скуратов.
— И что?
— А ты — Николай Ложкин, который сел в машину «Жигули» и по непристойному стечению обстоятельств сбился с пути и вместо Вологды попал к Ивану Грозному в его загородный дворец.
— Так нет у меня «Жигулей», ты же знаешь! — сопротивлялся Ложкин. — Зачем такие передержки?
— Это мысленный эксперимент, — настаивал Удалов. — Неужели у тебя вовсе нет воображения?
— Ну ладно, — сдался Ложкин. — А дальше что?
— А дальше я тебя попрошу рассказать, как вы живете в двадцатом веке и какие у вас технические достижения. А ну-ка расскажи.
— О чем?
— Ну, хотя бы о том, как мне, Ивану Грозному, построить такую же карету, как у тебя.
— «Жигули», что ли?
— Ну, хотя бы что-нибудь попроще. Мотоцикл.
— Это просто, — сказал Ложкин. — Вот, перед тобой машина, скопируй и поезжай.
— А что копировать-то? Я принципа не понимаю.
— Сперва нужен бензин, — сказал Ложкин. Он хотел доказать друзьям, что пришелец Вусц — недоразумение, и потому старался все объяснить доступно. — Ты заливаешь бензин в бак.
— Погоди, — сказал Корнелий Иванович «Грозный», поглаживая несуществующую бороду. — А что такое бензин?
— Бензин?.. Нефть знаешь?
— Знаю.
— Очисти ее...
— От чего?
— Как от чего? От мазута.
— Не понимаю. Щеткой мне ее, что ли, чистить?
— Для этого специальная промышленность есть... — Тут Ложкин осекся.
— А ты продолжай, — улыбнулся «царь». — Расскажи мне об этой промышленности. И заодно шинную индустрию опиши.

Это я к чему.

Так могла бы выглядеть игра в шахматы условно-русского царя и условно-космического пришельца по космосвязи. Авторские шалости и нейросетью как генератор бреда.
Так могла бы выглядеть игра в шахматы условно-русского царя и условно-космического пришельца по космосвязи. Авторские шалости и нейросетью как генератор бреда.

"Вы пишете бред, вы ничего не знаете, вы тогда не жили!" пишут мне регулярно. И вообще - это достаточно популярный упрек, если вы пишете о прошлом. Отсюда должен следовать вывод о том, что достоверное историческое знание возможно только у современников, так?

Не так. Не проходят такие фокусы. И сегодня будет сеанс разоблачения.

1. Конечно, современник "видел всё своими глазами".

А точно всё видел? Или всё же видел только то, что было в его окружении? Что мог понять, заметить, оценить как важное?

2. Был ли при этом очевидец беспристрастным?

Гарантированно - не был.

Самобеглая телега, XVI  век, Оружейная палата Московского Кремля. Поверили? Зря. Это тоже нейросеть.
Самобеглая телега, XVI век, Оружейная палата Московского Кремля. Поверили? Зря. Это тоже нейросеть.

Ну вот смотрите. Допустим, обычный такой человек, как и мы с вами - часть общества. Как деталька в паззле (или мозаике, если хотите). Условно говоря, больше всего квадратик паззла касается дома и семьи (одна сторона), работы (и профессии), ещё одна, допустим, хобби и четвертая, предположим, друзья. Всё остальное - так, немножко, уголочками касаемся.

Но если человек будет посложнее, если ему важны какие-то глобальные вопросы, если человек пророс в культуру, искусство, науку, технологии - он становится многомернее. Он укоренен в прошлом, он больше видит в будущем. Условно говоря, вместо плоской детальки паззла мы получаем детальку типа Лего. И окружающий мир оказывается огромным. И вроде бы такой человек знает и видит поболее двумерного товарища, но... Чем больше мы знаем, тем лучше понимаем, что наши знания ограничены. Как говорил Козьма Прутков - "Узкий специалист подобен флюсу". А мы добавим, что энциклопедист зверь настолько редкий, что его и как статистическую погрешность принимать сложно.

Колхозник в поле в стиле киберпанка. Это нейросеть, она так видит.
Колхозник в поле в стиле киберпанка. Это нейросеть, она так видит.

Это ещё древние греки прекрасно сформулировали - и, как всегда, были правы.

Историк никогда не скажет "я знаю историю", равно как физик не скажет "я знаю физику". Слишком много нерешенных вопросов и в природе, и в прошлом человечества. Именно поэтому история делится на отечественную и зарубежную, и каждая дробится до бесконечности. От истории давным-давно отбились в отдельные науки археология, историография, геральдика, нумизматика, метрология и множество других вспомогательных дисциплин. Историю можно изучать вдоль и поперёк - одно явление на протяжении столетий (например, развитие оружейного дела), а можно - вширь, детализируясь на экономической, скажем, политике периода Культурной революции в Китае. . Это позволяет изучать явление глубже, детальнее, но... неактуальное тут же забывается. Специалист по монастырскому землепользованию XVII века, в общем-то, имеет представление о Нюрнбергском процессе, но в детали не вдается.

Так и рядовой (да и нерядовой) современник очередного великого витка эпохи, как тот сверчок, знает лишь свой шесток.

С какого уровня знаний мы смотрим на окружающий мир? Готовы ли мы принять ограниченность нашего знания? (Картинка? Нейросеть, конечно).
С какого уровня знаний мы смотрим на окружающий мир? Готовы ли мы принять ограниченность нашего знания? (Картинка? Нейросеть, конечно).

Жил в колхозе "Победа"? Отлично. Работал механизатором? Прекрасно. Человек может квалифицированно говорить о своей технике, об организации труда в своем колхозе. Но уже о том, как организовывался труд в Нечерноземье, если наш герой из Черноземной полосы, судить будет уже опрометчиво. А уж говорить за все союзные республики вообще абсурдно. Даже о труде на той же молочной ферме или свиноферме в том же самом колхозе, на птичнике или элеваторе информация у такого очевидца будет ограниченной. Труд бухгалтера и агронома тоже останется под завесой тайны.

Логично вроде бы. Но нет - из раза в раз звучит гневное: "Вы тогда не жили, откуда вам знать!"

Что ж, наше знание ограничено. Очень. Далеко не все документы опубликованы и находятся в широком доступе. Что-то таится в архивах и ждет своего исследователя. Что-то утрачено безвозвратно. Новая власть переписывает историю, руководствуясь единственно верным учением очередного лидера. Статистика? Так и статистика может быть интерпретирована очень разным способом...

Значит ли это, что свидетельство очевидца заведомо бессмысленно? Вовсе нет. Просто оно не абсолютно. Собирая множество свидетельств, мы получаем две картины - "температуру в среднем по больнице" - наиболее типичное в целом, которое разбивается на особенности города и села, рабочую среду и интеллигентную (причем научная интеллигенция, как мы понимаем, не равна творческой, а жизнь учителей, библиотекарей и прочего "низового звена" тоже сама по себе - относительно ученых какого-нибудь Академгородка). Положение правовое, экономическое, культура женщин и мужчин - отдельная тема. И... так же дробящаяся на географическое положение и социальную среду.

И это я ещё так, поверхностно пробежалась по тем самым противоречиям абсолютного знания об эпохе.

Порой историки знают больше, чем очевидцы - есть доступ к документам, есть умение анализировать источники. И есть навык отслеживать личное отношение и отделять его от фактов, что, опять же, не значит, что историки безгрешны и априори бесстрастны и беспристрастны. Порой именно очевидцы дают историкам бесценные сведения. Порой те и другие делают неверные выводы, порой сознательно искажают факты.

Да, заключенный лагеря №1 знает изнутри, как строилась жизнь в тех условиях. Историк же имеет архивные данные по лагерям от 1 до 17 номера - и может обобщать, выявлять закономерности о работе системы наказания, но... редко архивные данные фиксируют нюансы взаимоотношений, иерархии, негласных правил, возникающих в сообществе.

Кто более прав? Каждый прав (или искренне заблуждается) в своей нише. Только взаимодействие историка и очевидца позволяет приблизиться к какой-то истине.

История - это постоянный поиск. И никогда не знаешь, нашел ли ты золотую крупинку или слюду-обманку. Признание того, что твое знание несовершенно - ведет вперёд. Самодовольное "Я знаю всё! Я сам видел!" захлопывает даже имеющиеся двери.

Всем всего самого интересного!

Искренне ваша, Умная Эльза.