Найти тему
Строительный мир

Ликвидация узкого места: на трассе М-4 «Дон» завершается возведение долгожданного моста

В декабре 2023-го на юге России в рамках масштабного проекта реконструкции и ремонта федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» завершатся работы на мостовом переходе через Северский Донец, считающимся одним из главных узких мест на всем протяжении трассы.

Этот объект, возведенный в Каменске-Шахтинском в 1966-м по проекту «Гипроавтотранса», за десятилетия серьезно обветшал, а в 2019-м на нем появились трещины, что вынудило власти летом того же года принять решение о его закрытии. Так как это пришлось на сезон отпусков, движение на данном участке трассы стало весьма затруднительным — все машины направили на левый мост, возведенный в 2002-м.

© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Справа – временный автомобильный мост, 2019 г.)
© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Справа – временный автомобильный мост, 2019 г.)

Пробки растягивались на многие километры, что серьезно усложнило и жизнь горожан. Проблему решили посредством строительства временного сооружения — было использовано 2,4 тыс. тонн металлоконструкций от разобранного накануне технологического моста через Керченский пролив. Переправу, по которой автомобили могли пересекать водную преграду со скоростью не более 40 км/ч, открыли в августе 2019-го. По ней организовали движение транспортных средств в направлении Москвы. Также работал понтонный мост.

Изначально в течение двух лет планировалось провести комплексную реконструкцию аварийного объекта. Но затем было принято решение о полном демонтаже старого и возведении нового сооружения протяженностью около 400 м с тремя полосами движения и пешеходным тротуаром.

В 2020-м Главгосэкспертиза РФ одобрила проектно-сметную документацию, а в следующем году ГК «Автодор» объявил конкурс на выбор подрядчика. В январе 2022-го контракт стоимостью 3 млрд руб. заключили с АО «Дороги и мосты» — компания стала единственным участником конкурса. В том же месяце на участке стартовали подготовительные мероприятия.

Проект, по словам инженеров, не самый простой — приходится решать сложные технологические задачи. В частности, старый мост возводился по уникальному, а не типовому проекту, что доставляет определенные трудности при его демонтаже. Причем условия требуют, чтобы разбор прежней конструкции и сооружение новой велись одновременно. Поэтому, пока одни опоры демонтировали и возводили другие, на берегу собирали металлоконструкции пролетных строений, которые в свою очередь постепенно надвигали с севера на юг. Благодаря применению этой технологии, сроки строительства удалось сократить примерно на девять месяцев.

К июню 2023-го рабочие завершили данный этап проекта и приступили к опусканию металлического пролетного строения на постоянные опорные части в проектное положение. В ближайшее время будет произведено бетонирование плиты проезжей части. Строительство продолжается в круглосуточном режиме с небольшим опережением графика. Ожидается, что первые автомобили смогут проехать по дороге уже к концу 2023-го.

Боле того, в ближайшем будущем предполагается расширение до шести полос трассы М-4 «Дон» от Каменска-Шахтинского до аэропорта «Платов» — с 933-го по 1024-го км. Правда, пока не решен вопрос финансирования, поэтому о конкретных сроках говорить рано.

Финансирование урезали почти в 20 раз: проект Южного обхода Краснодара отложен на неопределенный срок
Строительный мир3 мая 2023