Найти тему
Валерий Грачиков

«Девушка, талончик пробейте»

Прямо ностальгия нахлынула, когда увидел в коломенском музее патефонов этот старый компостер в отличном состоянии.

Помните:

- Девушка, талончик пробейте!

- Да он ни черта не пробивает, дальше передавайте.

- Сколько это может продолжаться, даже компостеров нормальных сделать не могут.

Оказывается, могли, некоторые до сих пор во вполне приличном состоянии сохранились.

Помните такие?

Они ведь стояли во всех автобусах, троллейбусах и трамваях. Сначала вместе с кассами параллельно, потом, ближе к закату СССР, кассы, в которые бросали денежку и откручивали себе билетик, сняли, остались только компостеры.

В таких компостерах пробивали талоны. Где их брали? На остановках стояли киоски, в которых продавали талончики и проездные билеты.

В таких киосках покупали талоны «книжкой» - в ней имелось по 10 талончиков, надо было один из них оторвать, пробить и хранить до конца поездки. В реальности карман был постоянно полон всех этих талонов, главное, книжечку с непробитыми талонами не потерять. Потому что 10 талонов - это же 40 копеек, если на троллейбус и целый полтинник - если на автобус.

Ведь проезд стоил: 3 копейки- трамвай, 4 копейки - троллейбус и 5 - автобус. Иногда еще маршрутное такси в виде ПАЗика проезжало. В нашем городе оно стоило 10 копеек. И совсем уже на закате СССР появились РАФы, тоже по 10 копеек сначала стоили.

Иллюстрация Натальи Ершовой. Правда, на ней почему-то нет ни кассы, ни компостеров. Зато девушка эффектная.
Иллюстрация Натальи Ершовой. Правда, на ней почему-то нет ни кассы, ни компостеров. Зато девушка эффектная.

У водителя тоже можно было купить талончик. насколько помню, после того, как кассы сняли, вроде бы даже по одному продавали. Но, конечно, водители от этого всегда морщились, потому что вся эта мелочь отвлекает, проще книжечку продать: там и цена круглая, и с медяками не возиться.

Талоны на троллейбус были синие, на автобус - красные. На трамвай … не помню, в нашем городе он ходил всего по одному маршруту и лично я на нем не то, чтобы ездил, так, раз в год и то не всегда.

Интересно, что пробить автобусный талон в троллейбусе было нельзя. Ну в смысле это оплатой проезда не считалось. Хотя странно, конечно. Понятно, почему троллейбусным талоном нельзя прокомпостировать проезд в автобусе: он же дешевле стоит. Но почему нельзя автобусным талоном оплатить проезд в троллейбусе - никогда не понимал. Но нельзя… Или просто не принято было…

Еще всегда удивляло, что вот приезжаешь в другой город и надо обязательно покупать там местные талончики на проезд. Везде троллейбус стоит 4 копейки, автобус - 5. Но талоны в каждом городе свои. И если ты в какой-нибудь абстрактной Туле оплатишь проезд рязанским талоном, а потом нарвешься на контролера, то рубль штрафа он с тебя обязательно сдерет. А в восьмидесятые и вовсе трояк, потому что штраф за безбилетный проезд перед закатом СССР до 3 рублей подняли.

Впрочем, дело было даже не в рубле или в трех. Стыдно как-то было попадаться контролерам из-за безбилетного проезда. Большинство честно платили, хотя и тех, кто билеты откручивал в кассе без оплаты, и талончики, пробитые сто лет назад, из карманов доставал, тоже находилось достаточно. По всякому было. СССР был слишком разный даже для живущих в одном и том же многоквартирном доме.

А компостеры теперь остались только в музеях, вместе с теми автобусами, в которых они стояли.