Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Павелецкая-Кольцевая": скромная станция на шикарной линии

Оглавление

Чем эта станция отличается от других на Кольцевой линии? Как выглядел её изначальный эскиз? В чём смысл элементоы декора "Павелецкой"? Куда и когда пропали И.В. Сталин и В.И. Ленин с торца станции? Почему переход на Замоскворецкую линию построили сразу, но заработал он только через 5 лет? А также - где всё же можно попытаться разглядеть очертания Вождя Народов? И почему они сохранились, несмотря на развенчание культа личности? Об этом и не только расскажу сегодня.

Не совсем дворец

"Павелецкая" открылась в составе первого участка Кольцевой линии ("Курская" - "Парк культуры") 1 января 1950 года. Название она получила в честь одноимённого вокзала, который находился недалеко от наземного вестибюля. Глубина заложения станции 40 метров, так что строительство вели закрытым способом. С помощью щита для проходки тоннелей. Как и большинство других платформ Кольцевой линии, "Павелецкая" относится к пилонным станциям. То есть, несмотря на уникальный декор, сама по себе конструкция была типовой для того времени.

Станция "Павелецкая" Кольцевой линии, 2018. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org
Станция "Павелецкая" Кольцевой линии, 2018. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org

"Павелецкая" немного отличается от других станций Кольцевой линии своей лаконичностью. Здесь нет лепнины, витражей, тематических барельефов и большого количества мозаик. Можно сказать, что весь декор центрального зала выполнили в двухцветной гамме (не считая пол). Однако изначальный проект, созданный Игорем Кастелем и Николаем Колли, предполагал более шикарное оформление. В первую очередь, своды хотели украсить чем-то вроде фресок и другими люстрами. Также пол имел более вычурный узор, а в торце платформы стоял бы бюст И.В. Сталина. На том эскизе "Павелецкая" больше походила на дворец.

Но в реальности, как это часто бывает, многие идеи упростили в силу тех или иных обстоятельств. К тому же, со строительством Кольцевой линии очень торопились. По этой причине, например, сделали только по одному наземному вестибюлю для каждой станции. Изначально их планировали, как минимум, два. "Павелецкой" же не повезло совсем. Выход в город тут соорудили на первом этаже строящегося дома. Его закончили возводить в 1959 году.

Вместо Сталина и Ленина - рабочий и колхозница

В отличие от многих других станций Кольцевой линии, "Павелецкая" не получила конкретной величественной темы для оформления. Поэтому некоторые элементы декора отсылают нас к Поволжью (туда в том числе отправляются поезда с Павелецкого вокзала). Например, геометрические мраморные орнаменты красного цвета на пилонах. Сами конструкции квадратной формы и отделаны тем же материалом, но светлого оттенка. По углам пилонов разместили колонны. Их, кстати, высекали из цельных кусков мрамора.

Станция "Павелецкая" Кольцевой линии в 1950-1953 годах. Фото И. Шагина и Г. Петрусова, с сайта www.pastvu.com.
Станция "Павелецкая" Кольцевой линии в 1950-1953 годах. Фото И. Шагина и Г. Петрусова, с сайта www.pastvu.com.

Вентиляционные отверстия на пилонах оформили очень симпатичными резными решётками. В проходах на боковые платформы разместили освещение. Его расположили в специальных нишах. Декор пилонов со стороны путевых стен фактически повторяет тот, который мы видели в центральном зале. Только здесь вместо линии орнамента красные буквы с названием станции. Белые своды боковых платформ плавно переходят в декор путевых стен. Для него использовали мрамор светлого и чёрного цветов. Табличка с названием располагается в рамке чуть выше отделки.

И на боковых платформах, и в центральном зале сделали одинаковые светильники. Это внушительных размеров бронзовые люстры со множеством плафонов. Пол на станции выложили тёмным гранитом с абстрактным узором из более светлого материала. В торце "Павелецкой" изначально был медальон с профилями И.В. Сталина и В.И. Ленина. Украшение создавал скульптор Матвей Манизер (автор статуй на "Площади Революции"). По обеим сторонам разместили бра, которые подсвечивали композицию. В начале 1960-х медальон убрали после развенчания культа личности Сталина. Вместо него в торце появилось мозаичное панно с вариацией на тему рабочего и колхозницы под гербом СССР авторства Павла Корина.

Уцелевшие осколки великого замысла

Поскольку станция планировалась как пересадочная на современную Замоскворецкую линию, то в центре зала изначально сделали лестницы для перехода. Поэтому здесь они выполнены в таком же стиле, как и сама станция. Правда воспользоваться ими пассажиры смогли только в 1955 году, когда пересадка стала работать. Чуть позже официального открытия "Павелецкой-кольцевой" появилась и ещё одна детали. Но уже

в наземном вестибюле. Обычно я не пишу о них, когда рассказываю про станции. Но сегодня не могу не поделиться одним интересным фактом.

Речь про фриз, который разместили под куполом перед эскалаторами на станцию. Он появился в 1951-м. Художник И.М. Рабинович создал композицию из смальты. Её тема - "Сталинский план преобразования природы". Это документ 1948 года, в котором был указан алгоритм действий, который позволял обеспечить постоянные урожаи в степях и лесостепях Европейской части СССР. Вдоль крупных рек и водоёмов предлагали создать естественные ограждения. То есть лесополосы. Они должны были препятствовать сухим ветрам и в идеале поменять климат в этой части страны на более благоприятный для ведения сельского хозяйства.

Фриз на фото справа, 1980-1987. С сайта www.pastvu.com.
Фриз на фото справа, 1980-1987. С сайта www.pastvu.com.

На фризе под куполом вы можете увидеть гирлянды четырёх видов: плоды, овощи, цветы и хлеб. За ними располагаются реки, сады и леса. Историки полагают, что на одном из участков композиции вроде как есть изображение Сталинграда (Волгограда) с белым памятником Вождю Народов. В глаза это не бросается, поэтому вид сохранился до сих пор. Его не тронули во время развенчания культа личности Сталина. Честно говоря, у меня не получилось его идентифицировать, когда рассматривал композицию.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!