Режиссёр, сценарист, аниматор и художник-постановщик Александр Петров прежде всего ассоциируется у зрителей с фильмом "Старик и море". Новость о том, что российская картина удостоена "Оскара", в своё время облетела всю страну и вызвала гордость соотечественников: ну надо же, а наши-то, оказывается, ещё не разучились снимать! На слуху также его 'Русалка" и "Корова". Но всё же в фильмографии Александра Петрова одна работа выделяется особо: своим лиризмом, чистотой, пронзительной эмоциональностью и драматизмом. Это короткометражка "Моя любовь", в которой он выступил одновременно автором сценария, режиссёром и художником-постановщиком. Фильм создан по роману Ивана Шмелёва "История любовная", и его премьера состоялась на Первом канале в 2006 году.
Но за 17 лет эта анимационная картина оказалась незаслуженно позабыта, и сегодня широкая аудитория о ней почти ничего не знает, а многие зрители даже и не слышали. Возможно, тому виной засилье на ТВ разного рода развлекательных и детских анимационных фильмов и сериалов довольно низкого качества, и в этот поворот Александр Петров попросту не вписался со своими сложными, поистине уникальными фильмами, рассчитанными на взрослого и думающего зрителя. Его последней работой для ТВ является заставка к сериалу "Домашний арест", которую Мастер делал вместе со своим сыном Дмитрием, тоже аниматором.
"Моя любовь" - редчайший пример анимационного кино, которое легко даст фору крепко сделанным художественным фильмам. За 27 минут хронометража картина успевает последовательно вызвать улыбку, умиление, надежду, гнев, разочарование, боль, а в финале - катарсис и слёзы. Но после этого взрыва эмоций на душе становится чище, словно кто-то невидимый заботливо вымыл в ней окна и впустил туда яркий солнечный свет...
Как уже понятно из названия короткометражки, это история о любви. Повествование ведётся от лица юноши, который ждёт, что в его жизни вот-вот должно произойти нечто огромное, грандиозное, великое, то, что полностью его захватит и откроет тайны, о которых он прежде не подозревал.
"Для меня это была первая весна, прежние все смешались, - говорит главный герой Антон, 16-летний гимназист из небогатой дворянской семьи, которого все ласковой называют Тонечкой. - Я только что прочитал "Первую любовь" Тургенева и ходил, как оглушённый, словно искал чего-то. Лучезарная Зинаида была со мной, выступала из прошлого сладкой грёзой. "Милая!" - призывал я в мечтах кого-то..."
Вот только какая она - любовь?
Уж точно не такая, как в семье соседей, где пастух женил своего скорбного умом сына на грудастой и пышнотелой молодой женщине и почти без промедления предался со снохой плотскому греху, особо ни от кого не скрывая ни своей похоти, ни блуда.
И разве любовь такая, как у кучера Степана, который настойчиво ухаживал за молоденькой горничной Пашей и пытался лапать её, по-мужицки грубо и прямолинейно выражая свою к ней симпатию? Только девушка Степана и знать не захотела, замужеством не соблазнилась, несмотря на все уговоры тётки, стремящейся устроить жизнь племянницы-сироты...
Паша влюблена в Антона, и он тоже влюбляется в неё, ещё не осознавая, что его огромное счастье, о котором он так мечтает, сокрыто в этой смешливой, наивной и ласковой девушке. Их взаимное чувство настолько ново для обоих и так чисто, что даже не возникает мысли о чём-то плотском. Но зато в наличии переглядывания, робкие улыбки, словно бы случайное соприкосновение рук, дрожащие голоса, сияющие счастьем глаза после первого поцелуя.
- Паша, кто поставил на стол подснежники?
- Ну чего пристали? - тихий голос, и застенчивый, словно нежные переливы колокольчика, смех в ответ. - Сами прибежали!
Антон много размышляет о том, что будет, если он женится на Паше, и не видит никаких препятствий в том, что его с бедной сиротой разделяет классовая пропасть. Но ведь были же случаи, когда и безродные девушки выходили за князей!
Не в силах разобраться в том, что с ним происходит, он открывает свои чувства однокашнику. Но тот с презрением и цинизмом отвечает Антону, что проще купить Паше подсолнушков, намекая, что за простенький подарок и внимание необразованная простушка легко отдастся. И вообще любовь "с горничными не считается", мол, тоже мне, нашёл кем бредить, Пашка же просто "богиня с тряпкой". Что если за кем и надо ухаживать и кем восхищаться, то только за такой "белль фам", как Серафима Константиновна, живущая по соседству молодая, образованная и утончённая барышня.
И коварный случай вскоре сводит Антона с Серафимой. Юноша немедленно очаровывается таинственной красавицей и внушает себе, что наконец-то нашёл свою великую любовь. Серафима восхищает его своей утончённостью, вкусом, начитанностью, недоступностью, шармом. Даже тем, что постоянно носит очки с затемнёнными стёклами. Ему непонятно, зачем она это делает, но его несравненная богиня, как он её про себя называет, не может содержать в себе изъяна, она совершенна во всём. Он сам смотрит на неё сквозь розовые очки и не замечает очевидных странностей: например, что в её доме ежедневно собирается шумное мужское общество, и каждый из поклонников ухаживает за "белль фам", но отчего-то не спешит предлагать ей руку и сердце.
Из-за Серафимы Антон впервые переживает то, что раньше именовали "томлением плоти". Ещё до конца не осознаваемое чувственное влечение заставляет юношу искать с ней встреч, сочинять стихи, подбрасывать записки, добиваться возможности предстать перед "богиней" на свидании и впервые увидеть её глаза... Он мечтает спасти её из рук какого-нибудь злодея, стать её рыцарем, чтобы недоступная богиня наконец-то снизошла и обратила на него своё драгоценное внимание...
Это завязка драмы и окончательное формирование любовного четырёхугольника, в который оказывается вовлечён ещё и кучер Степан, который хочет жениться на Паше. А вот то, что произошло дальше, поверьте, стоит однозначно, непременно и обязательно увидеть своими глазами, а не прочесть в пересказе.
Не могу не отметить великолепную озвучку фильма, особенно хочу поблагодарить актрису Александру Живову, которая подарила свой голос Паше. Это что-то невероятное, честное слово. Ни единой интонации, которую можно было бы назвать фальшивой. Ни единой!
"Делая фильм "Моя любовь", я старался быть искренним и откровенным, хотел сохранить восторг перед идеалом подростковой любви, старался говорить о тонкой душе, глубоком иммунитете к грязи, к греху", - как-то признался Александр Петров, говоря о своей работе.
И Мастер добился цели. Искренность, откровенность, чистота и нежность фильма просто запредельны. Они завораживают. Красота и драма первой любви показаны так, что после просмотра долго не пропадает колючий ком в горле, а в глазах стоят слёзы. Послевкусие от фильма заставляет снова и снова вспоминать героев, диалоги, сцены, кульминацию и, конечно, же развязку.
Это, без преувеличения, анимационный шедевр, который можно смело назвать достоянием российской культуры. Он получил множество наград и был также номинирован на "Оскар", но по непонятной причине наш зритель почти ничего о нём не знает.
Несправедливо? Ещё как!
А ведь это настоящее произведение искусства. Подлинная живопись, ожившая не с помощью нейросетей, а исключительно благодаря уникальному таланту Мастера. Александр Петров работает в сложнейшей технике, рисуя масляными красками по стеклу.
"Чтобы создать движение, нужно стереть предыдущий рисунок и на его месте создать новый. И так кадр за кадром. Похоже на рисунки на песке. И на жизнь - лучшие моменты необратимы", - так Александр Петров описывает процесс создания любого из своих фильмов.
Он рисует не кисточкой, а кончиками пальцев. Тончайшая, ювелирная работа. Мельчайшая ошибка - и всё надо начинать заново. Но красота кадров получается такая, что каждый из них можно сохранять, распечатывать и вешать на стену в рамочку.
"Я и сам иногда не знаю, почему делаю именно такие фильмы, а не другие. Я не конструктор, не теоретик. Знаю только, что рисую, как дышу, - признался в одном из интервью Александр Петров. - Я, скорее, ищу какую-то естественную оболочку, форму для воплощения волнующих меня идей. Этой оболочкой стала живопись. Поскольку я аниматор, то мне интересно превратить живопись в некое действо и этим действом выразить соответствующие эмоции, свое отношение к литературе, жизни, самому себе. Отчасти этот путь интуитивный..."
"На мой взгляд, аниматоры и не претендуют на особую миссию и известность. Впрочем, американские и японские мультипликаторы у всех на слуху. В любой японской деревне спроси - окажется, что там знают фамилию Миядзаки. Не знаю уж, целенаправленно ли он этого добивался, или всё само собой происходит. В любом случае, такая известность - это хорошо. Но я убежден, зрители и поклонники анимации не могут исчисляться миллионами. Это сотни, тысячи, ну, может быть, десятки тысяч, но не миллионы. Да я и не уверен, нужны ли обязательно миллионы. Мне достаточно и ста зрителей. Хотя нет, сто тысяч - это было бы здорово. «Историю» Шмелева я сразу для себя определил так: это должен быть весенний вихрь фантазий, событий, такой восторг подросткового состояния влюбленности. Этому были подчинены все задачи. А уж что получается - судить зрителю. Мое дело - снимать кино, и если людям оно нравится, я этим утешаюсь".
Для справки: Александр Константинович Петров окончил Ярославское художественное училище, анимационное отделение художественного факультета ВГИКа, отделение режиссуры анимационного кино ВКСР. Своими главными учителями называет знаменитых мультипликаторов Фёдора Хитрука, Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова и преподавателя живописи, художника Бориса Неменского. Является сценаристом, режиссером и художником-постановщиком фильмов: "Корова", "Сон смешного человека", "Русалка", "Старик и море", "Моя любовь". В 2000 г. получил «Оскар» за фильм «Старик и море» по повести Хемингуэя. Дважды лауреат Государственной премии России.