11,7K подписчиков

Шедевр анимации Александра Петрова номинировали на "Оскара", но забыли в России

2,9K прочитали

Юность, любовь, душевная и телесная чистота....
Юность, любовь, душевная и телесная чистота....

Режиссёр, сценарист, аниматор и художник-постановщик Александр Петров прежде всего ассоциируется у зрителей с фильмом "Старик и море". Новость о том, что российская картина удостоена "Оскара", в своё время облетела всю страну и вызвала гордость соотечественников: ну надо же, а наши-то, оказывается, ещё не разучились снимать! На слуху также его 'Русалка" и "Корова". Но всё же в фильмографии Александра Петрова одна работа выделяется особо: своим лиризмом, чистотой, пронзительной эмоциональностью и драматизмом. Это короткометражка "Моя любовь", в которой он выступил одновременно автором сценария, режиссёром и художником-постановщиком. Фильм создан по роману Ивана Шмелёва "История любовная", и его премьера состоялась на Первом канале в 2006 году.

Но за 17 лет эта анимационная картина оказалась незаслуженно позабыта, и сегодня широкая аудитория о ней почти ничего не знает, а многие зрители даже и не слышали. Возможно, тому виной засилье на ТВ разного рода развлекательных и детских анимационных фильмов и сериалов довольно низкого качества, и в этот поворот Александр Петров попросту не вписался со своими сложными, поистине уникальными фильмами, рассчитанными на взрослого и думающего зрителя. Его последней работой для ТВ является заставка к сериалу "Домашний арест", которую Мастер делал вместе со своим сыном Дмитрием, тоже аниматором.

 Режиссёр, сценарист, аниматор и художник-постановщик Александр Петров прежде всего ассоциируется у зрителей с фильмом "Старик и море".-2

"Моя любовь" - редчайший пример анимационного кино, которое легко даст фору крепко сделанным художественным фильмам. За 27 минут хронометража картина успевает последовательно вызвать улыбку, умиление, надежду, гнев, разочарование, боль, а в финале - катарсис и слёзы. Но после этого взрыва эмоций на душе становится чище, словно кто-то невидимый заботливо вымыл в ней окна и впустил туда яркий солнечный свет...

Как уже понятно из названия короткометражки, это история о любви. Повествование ведётся от лица юноши, который ждёт, что в его жизни вот-вот должно произойти нечто огромное, грандиозное, великое, то, что полностью его захватит и откроет тайны, о которых он прежде не подозревал.

 Режиссёр, сценарист, аниматор и художник-постановщик Александр Петров прежде всего ассоциируется у зрителей с фильмом "Старик и море".-3
"Для меня это была первая весна, прежние все смешались, - говорит главный герой Антон, 16-летний гимназист из небогатой дворянской семьи, которого все ласковой называют Тонечкой. - Я только что прочитал "Первую любовь" Тургенева и ходил, как оглушённый, словно искал чего-то. Лучезарная Зинаида была со мной, выступала из прошлого сладкой грёзой. "Милая!" - призывал я в мечтах кого-то..."

Вот только какая она - любовь?

Уж точно не такая, как в семье соседей, где пастух женил своего скорбного умом сына на грудастой и пышнотелой молодой женщине и почти без промедления предался со снохой плотскому греху, особо ни от кого не скрывая ни своей похоти, ни блуда.

И разве любовь такая, как у кучера Степана, который настойчиво ухаживал за молоденькой горничной Пашей и пытался лапать её, по-мужицки грубо и прямолинейно выражая свою к ней симпатию? Только девушка Степана и знать не захотела, замужеством не соблазнилась, несмотря на все уговоры тётки, стремящейся устроить жизнь племянницы-сироты...

Паша влюблена в Антона, и он тоже влюбляется в неё, ещё не осознавая, что его огромное счастье, о котором он так мечтает, сокрыто в этой смешливой, наивной и ласковой девушке. Их взаимное чувство настолько ново для обоих и так чисто, что даже не возникает мысли о чём-то плотском. Но зато в наличии переглядывания, робкие улыбки, словно бы случайное соприкосновение рук, дрожащие голоса, сияющие счастьем глаза после первого поцелуя.

Антон делает подарок Паше - духи во флаконе в виде уточки.
Антон делает подарок Паше - духи во флаконе в виде уточки.

- Паша, кто поставил на стол подснежники?

- Ну чего пристали? - тихий голос, и застенчивый, словно нежные переливы колокольчика, смех в ответ. - Сами прибежали!

Те самые подснежники их первой и единственной общей весны.
Те самые подснежники их первой и единственной общей весны.
Робкий первый поцелуй. Просто на один короткий миг губы будто случайно коснулись губ...
Робкий первый поцелуй. Просто на один короткий миг губы будто случайно коснулись губ...
"Говорящие глаза" - это о сияющих счастьем, лучащихся любовью глазах Паши.
"Говорящие глаза" - это о сияющих счастьем, лучащихся любовью глазах Паши.
"Чумовая... Кого люблю? Мальчика совсем! Ох я глупая... Ужасть счастливая!.."
"Чумовая... Кого люблю? Мальчика совсем! Ох я глупая... Ужасть счастливая!.."

Антон много размышляет о том, что будет, если он женится на Паше, и не видит никаких препятствий в том, что его с бедной сиротой разделяет классовая пропасть. Но ведь были же случаи, когда и безродные девушки выходили за князей!

Антон думает о женитьбе на Паше, о том, что они с ней могут быть счастливы. Представляет себя повзрослевшим, с бакенбардами.
Антон думает о женитьбе на Паше, о том, что они с ней могут быть счастливы. Представляет себя повзрослевшим, с бакенбардами.

Не в силах разобраться в том, что с ним происходит, он открывает свои чувства однокашнику. Но тот с презрением и цинизмом отвечает Антону, что проще купить Паше подсолнушков, намекая, что за простенький подарок и внимание необразованная простушка легко отдастся. И вообще любовь "с горничными не считается", мол, тоже мне, нашёл кем бредить, Пашка же просто "богиня с тряпкой". Что если за кем и надо ухаживать и кем восхищаться, то только за такой "белль фам", как Серафима Константиновна, живущая по соседству молодая, образованная и утончённая барышня.

Загадочная Серафима Константиновна.
Загадочная Серафима Константиновна.

И коварный случай вскоре сводит Антона с Серафимой. Юноша немедленно очаровывается таинственной красавицей и внушает себе, что наконец-то нашёл свою великую любовь. Серафима восхищает его своей утончённостью, вкусом, начитанностью, недоступностью, шармом. Даже тем, что постоянно носит очки с затемнёнными стёклами. Ему непонятно, зачем она это делает, но его несравненная богиня, как он её про себя называет, не может содержать в себе изъяна, она совершенна во всём. Он сам смотрит на неё сквозь розовые очки и не замечает очевидных странностей: например, что в её доме ежедневно собирается шумное мужское общество, и каждый из поклонников ухаживает за "белль фам", но отчего-то не спешит предлагать ей руку и сердце.

Из-за Серафимы Антон впервые переживает то, что раньше именовали "томлением плоти". Ещё до конца не осознаваемое чувственное влечение заставляет юношу искать с ней встреч, сочинять стихи, подбрасывать записки, добиваться возможности предстать перед "богиней" на свидании и впервые увидеть её глаза... Он мечтает спасти её из рук какого-нибудь злодея, стать её рыцарем, чтобы недоступная богиня наконец-то снизошла и обратила на него своё драгоценное внимание...

Кто из восторженных юношей не посвящал стихов предмету своих воздыханий, томимый любовной горячкой, но любовью ли?
Кто из восторженных юношей не посвящал стихов предмету своих воздыханий, томимый любовной горячкой, но любовью ли?
Мечты Антона о Серафиме возвышенны и романтичны, несмотря на проснувшуюся чувственность и физическое влечение к ней. Он слишком чист и наивен, этот 16-летний мальчик...
Мечты Антона о Серафиме возвышенны и романтичны, несмотря на проснувшуюся чувственность и физическое влечение к ней. Он слишком чист и наивен, этот 16-летний мальчик...
Встреча в церкви.
Встреча в церкви.

Это завязка драмы и окончательное формирование любовного четырёхугольника, в который оказывается вовлечён ещё и кучер Степан, который хочет жениться на Паше. А вот то, что произошло дальше, поверьте, стоит однозначно, непременно и обязательно увидеть своими глазами, а не прочесть в пересказе.

Не могу не отметить великолепную озвучку фильма, особенно хочу поблагодарить актрису Александру Живову, которая подарила свой голос Паше. Это что-то невероятное, честное слово. Ни единой интонации, которую можно было бы назвать фальшивой. Ни единой!

"Делая фильм "Моя любовь", я старался быть искренним и откровенным, хотел сохранить восторг перед идеалом подростковой любви, старался говорить о тонкой душе, глубоком иммунитете к грязи, к греху", - как-то признался Александр Петров, говоря о своей работе.

И Мастер добился цели. Искренность, откровенность, чистота и нежность фильма просто запредельны. Они завораживают. Красота и драма первой любви показаны так, что после просмотра долго не пропадает колючий ком в горле, а в глазах стоят слёзы. Послевкусие от фильма заставляет снова и снова вспоминать героев, диалоги, сцены, кульминацию и, конечно, же развязку.

Лицо Паши в финале фильма. Какой поразительный контраст с тем, что было в самом начале их отношений! И какой взрослый, понимающий, жертвенный, совсем не девичий взгляд.
Лицо Паши в финале фильма. Какой поразительный контраст с тем, что было в самом начале их отношений! И какой взрослый, понимающий, жертвенный, совсем не девичий взгляд.

Это, без преувеличения, анимационный шедевр, который можно смело назвать достоянием российской культуры. Он получил множество наград и был также номинирован на "Оскар", но по непонятной причине наш зритель почти ничего о нём не знает.

Несправедливо? Ещё как!

А ведь это настоящее произведение искусства. Подлинная живопись, ожившая не с помощью нейросетей, а исключительно благодаря уникальному таланту Мастера. Александр Петров работает в сложнейшей технике, рисуя масляными красками по стеклу.

"Чтобы создать движение, нужно стереть предыдущий рисунок и на его месте создать новый. И так кадр за кадром. Похоже на рисунки на песке. И на жизнь - лучшие моменты необратимы", - так Александр Петров описывает процесс создания любого из своих фильмов.

Он рисует не кисточкой, а кончиками пальцев. Тончайшая, ювелирная работа. Мельчайшая ошибка - и всё надо начинать заново. Но красота кадров получается такая, что каждый из них можно сохранять, распечатывать и вешать на стену в рамочку.

"Я и сам иногда не знаю, почему делаю именно такие фильмы, а не другие. Я не конструктор, не теоретик. Знаю только, что рисую, как дышу, - признался в одном из интервью Александр Петров. - Я, скорее, ищу какую-то естественную оболочку, форму для воплощения волнующих меня идей. Этой оболочкой стала живопись. Поскольку я аниматор, то мне интересно превратить живопись в некое действо и этим действом выразить соответствующие эмоции, свое отношение к литературе, жизни, самому себе. Отчасти этот путь интуитивный..."
Александр Петров за работой над фильмом.
Александр Петров за работой над фильмом.
Взгляд Мастера.
Взгляд Мастера.
"На мой взгляд, аниматоры и не претендуют на особую миссию и известность. Впрочем, американские и японские мультипликаторы у всех на слуху. В любой японской деревне спроси - окажется, что там знают фамилию Миядзаки. Не знаю уж, целенаправленно ли он этого добивался, или всё само собой происходит. В любом случае, такая известность - это хорошо. Но я убежден, зрители и поклонники анимации не могут исчисляться миллионами. Это сотни, тысячи, ну, может быть, десятки тысяч, но не миллионы. Да я и не уверен, нужны ли обязательно миллионы. Мне достаточно и ста зрителей. Хотя нет, сто тысяч - это было бы здорово. «Историю» Шмелева я сразу для себя определил так: это должен быть весенний вихрь фантазий, событий, такой восторг подросткового состояния влюбленности. Этому были подчинены все задачи. А уж что получается - судить зрителю. Мое дело - снимать кино, и если людям оно нравится, я этим утешаюсь".

Для справки: Александр Константинович Петров окончил Ярославское художественное училище, анимационное отделение художественного факультета ВГИКа, отделение режиссуры анимационного кино ВКСР. Своими главными учителями называет знаменитых мультипликаторов Фёдора Хитрука, Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова и преподавателя живописи, художника Бориса Неменского. Является сценаристом, режиссером и художником-постановщиком фильмов: "Корова", "Сон смешного человека", "Русалка", "Старик и море", "Моя любовь". В 2000 г. получил «Оскар» за фильм «Старик и море» по повести Хемингуэя. Дважды лауреат Государственной премии России.