Найти тему
Разговор начистоту

«Звездная болезнь» и... болезнь ли это?

Все чаще с каждым годом возникает разговоров вокруг темы «звездной болезни», причем детской болезни. Еще совсем недавно «звездность» была привилегией известных людей из мира искусства, спорта, а сегодня с вирусами этой болезни мы встречаемся в стенах обычной музыкальной, художественной и даже, общей школы.

Звезда, вундеркинд, талант, чемпион, дарование, отличник… Все эти дети с «особенными» способностями, независимо от того, чем они занимаются, с точки зрения психологов, под влиянием успеха заболевают «звездной болезнью».

Что это за такой феномен, «звездная болезнь»? Болезнь ли это на самом деле? Кто страдает от нее чаще других? Какие у нее признаки?

Значение слова «болезнь» – нарушение нормальной жизнедеятельности организма.

С точки зрения психологии, «звездная болезнь» – психологическое понятие, представляющее собой деформацию личности, которая имеет завышенное представление о себе и искаженное – к действительности. Данная патология по проявлениям очень напоминает нарциссическое расстройство.

Некоторые психологи отождествляют понятия «нарциссизм» и «звездная болезнь», признаки которых схожи, а невротическое проявление данной потребности выражается в следующих мотивах:

· быть объектом уважения и восхищения;

· потребность производить на окружающих впечатление.

В интернете очень много информации о «звездном заболевании» и его признаках, таких как, высокомерие, нетерпимость к критике, заносчивость, надменность, снисходительность по отношению к другим людям.

Я полностью согласна и с определением «звездной болезни» и признаков ее проявления, но не соглашусь, что все это относится к детям.

Работая много лет в музыкальной школе, где понятие талантливый, особенный ребенок, дарование, вундеркинд употребляется в том случае, когда ребенок показывает высокие профессиональные результаты, и это бывает достаточно часто, НО…

Если говорить о «звездности» в отношении ребенка,то в течение всех этих многих лет лет, у меня ни разу не было учеников с таким «диагнозом», "корону" с головы никого не снимала.

А вот, родители с симптомами этой "болезни" были, и не раз! И как правили - это мамы очень талантливых и «особенных» детей.

Часто родители сами говорят о "короне" на голове собственного ребенка, а на самом деле, "корону носят они сами.

Что удивительно, болезнь, протекая в тяжелой форме, не была заразной. Слава Богу, дети не заражались и не были поражены этим тяжелым недугом.

«Звездная болезнь» родителей – тяжелое испытание не только для ребенка, от которого мамы любой ценой требовали только самых высоких результатов.

Это испытание и для педагога.

Такие родители, на первый взгляд, помощники и своим детям, и учителю, исполнительные, ответственные, однако выходит так, что это - родители, для которых важно только собственное мнение. Мнение педагога, его требования выполнялись часто на словах и для видимости, а в действительности все делалось, и задания, выбор программы, и участие в конкурсах - на усмотрение мамы «звездного» ребенка. И при этом еще, негласное требование: особое внимание к ребенку, дополнительные уроки к многочисленным конкурсам и концертам…

Имеет место такая практика, когда педагог не идет на условия "звездных" родителей, "ведет" себя не в соответствии их представлениям, тогда - кардинальная мера, переход к другому педагогу.

В начале своего педагогического пути, когда не хватало и педагогического опыта, и психологических знаний, в случае со «звездными мамами» не всегда получалось их вылечивать.

Сейчас, имея практический опыт и психологические знания, я придерживаюсь стратегии: «Лучше болезнь предотвратить, чем затем ее лечить».

В классе всегда есть "звездочки". Своей задачей считаю, чтобы все дети и родители считали своего ребенка "лучшим", но без претензии на какую-то исключительность и уникальность.

Для меня все дети талантливы! А результаты - это работа, и чуть-чуть природных данных!

Самый эффективный метод профилактики этой "заразы" – говорить все, как есть. Заслужил ребенок – похвалить, что-то не сделал, сказать о последствиях, мама вмешивается в учебный процесс – дистанцировать и в корректной форме объяснить, чем может это обернуться для ребенка.

Открытость, правдивость, доброжелательность в отношениях с родителями несмотря ни на что.

В последние годы Бог милует, и родители не заболевают, а дети, как я сказала, не заражаются этой болезнью, между прочим, также как и коронавирусом!

Несколько слов хочется сказать о «звездной болезни» самих учителей и наставников.

Такое встречается. И в моей практике был такой случай, когда педагог признавал только свои достижения и результаты, считая своих учеников лучшими, критикуя работу коллег, делая замечания, и раздавая «налево, направо» советы и рекомендации - «как надо»…

Как остро и болезненно этот педагог реагировал на критику в свой адрес, но особенно - на успехи других, порой, категорически не признавая их.

Вы знаете, удивительно, но у этого педагога ученики были поражены этим же вирусом! Высокомерие, проявление неуважения к другим педагогам, и недоброжелательное отношение к сверстникам – была нормой в их поведении.

Значит, в некоторых случаях "звездная болезнь" - заразна, и для детей, в том числе.

«Звездность», и в этом случае «корона на голове» - это нездоровое невротическое проявление стремления к потребности производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения, а также - к престижу и высокому статусу.

Полная противоположность проявлению "быть лучшим" для здорового человека, когда есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни, становится мотив к новым достижениям.

В этом случае человек стремится не к славе как таковой, а к новым, более высоким результатам, открытиям, развиваясь в профессиональном и личностном плане.

Что вы думаете по этому поводу? С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Ваша Г. Молькова.