Найти в Дзене

Несмотря на все трудности, дети и взрослые не унывали

Рассказ "Цыганочка", часть 8.

Спасибо большое всем читателям за лайки 👍 и комментарии !

Послевоенные годы были тяжёлыми для всех, но особенно для деревенских женщин. Им приходилось выполнять всю работу, в том числе и мужскую. В деревню вернулись только хромой Василь, получивший серьёзное ранение, да Тихон, отец троих детей. Его жена Аксинья плакала от счастья и говорила, что у Бога вымолила своего ненаглядного.

Остальные женщины остались вдовами и работали с утра и до позднего вечера. Лариска маму Зою (так она называла свою спасительницу) видела только поздно вечером. Утром мама шла в свой огород, чтобы успеть хоть что-то сделать до начала трудового дня в колхозе, а потом бежала на работу, где некогда было даже присесть.

Однажды Зоя пришла домой расстроенная, готовая вот-вот расплакаться. Увидев глаза своей цыганочки, начала ей жаловаться:

-Вот до чего дожили, Лариска. Пахать в колхозе землю нечем. Придётся Пеструшку нашу вести и запрягать вместо лошади.

-А т-т-тЛактоЛ? - с умным видом спросила Лариса. Девочка недавно впервые увидела трактор с огромным задними колёсами. Она не отрываясь смотрела на это чудо вместе с другими деревенскими ребятами. Тогда и узнала, что это самый настоящий трактор.

Лариса не выговаривала букву "р", а ещё немного заикалась. И у неё очень забавно получались некоторые слова. Услышав "т-тЛактоЛ", Зоя улыбнулась:

-Солнышко ты моё милое. Нет тракторов, прислали один, но и он поломался.

О том, что тракторист из соседней деревни расшифровывал аббревиатуру на тракторе ХТЗ "хрен тракторист заведёт", говорить ребёнку не стала. Техника была настолько старой, что просто "рассыпалась" на части. Но цыганочка эти слова не поняла бы, да и ни к чему это было. Вместо этого Зоя ласково сказала:

-Надо так, чтобы колхозную землю засеять, чтобы урожай собрать. Поведу нашу Пеструшку на благое дело. Но так жаль мне её, бедненькую, тяжело ей придётся.

В душе Зоя переживала. Корова была их кормилицей. Хоть почти всё молоко надо было сдавать в колхоз, себе тоже немного оставалось. Обычно Зоя, как и другие деревенские женщины, у которых были коровы, оставляла для себя молоко на дне ведра, потом добавляла воды и варила затирку.

-Всё же не вода, а хоть что-то, - говорила она своей цыганочке, которая стала ей доченькой. - Пока я буду на работе, вы с ребятами ещё колосков насобирайте, а я затирку сварю.

-ХоЛошо, - отвечала Лариска и с радостью бежала к Васе. С Валиным сыном ни подружились и стали не разлей вода. Вместе с деревенскими девчонками и мальчишками вместе собирали колоски на поле, а потом опаливали их, выбирали зёрнышки и мололи. Для этого у Зои был жёрнов. И потом готовила или затирку, или блины, точнее лепёшки, добавляя в них гнилую картошку, которую мелко-мелко перетирала.

А ещё детям приходилось собирать сено, которое зацепилось за ветки кустов и деревьев, когда свозили колхозное сено.

-Беги, Лариска, к Ваське. Вместе соберёте хоть сколько сена, чтобы Пеструшке было что подослать, - давала задание Зоя дочке, и та сразу бежала к соседям. Повторять по два раза Ларисе не надо было. Росла она послушной и тихой, любила и уважала свою маму, которой приходилось работать от рассвета до заката.

Однажды, когда дети собирали сено, зацепившееся за кусты, Вася взял в руки несколько веток и нагнул их вниз. Когда пучок сена оказался в руке, Василёк отпустил ветки, но сам не успел отвернуться.

-Ой! - закричал он и схватился за глаза.

-Ты чего? - подбежала к нему Лариска.

-Больно! - сказал Вася, но уже через несколько минут продолжил собирать сено. Правда, всё время смахивал слезу, которая то и дело катилась из левого глаза.

А в скором времени Василёк начал жаловаться на то, что плохо видит. Валя повезла сына город к доктору. Но он не был специалистом в области зрения и прописал капли, но они не помогли.

В результате Василёк мог видеть только одним глазом. И когда дети пошли осенью в школу, он сидел за первой партой. Мальчик стеснялся своей особенности, но Лариска его поддерживала так, как умела:

-Василёк, ты и с одним глазом самый хороший!

-А ты самая добрая и...красивая! - ответил Василёк и покраснел. Ему очень нравилась черноволосая и кареглазая Лариска, такая не похожая на остальных жителей деревни. - Скажи, а почему тебя зовут цыганочкой?

-Не знаю, - ответила Лариса, но решила спросить об этом у мамы.

Вместе с Лариской Вася ходил в один класс, хотя и был старше её где-то года на два.

Сколько было лет цыганочке точно никто не знал. Зоя записала дату рождения 9 октября 1938 года. Нашли девочку Вера и Зоя 9 октября в первый год войны. Решили, что девочке года три. Поэтому этот день и стал для Лариски вторым днём рождения.

Писать детям в школе было нечем и не на чем. И Василёк придумал выход. В деревню приезжало много рабочих. Они трудились на железной дороге, а контролировали работу военные, у которых была бумага. Васька сам это видел, когда однажды мать послала его к ним отнести кружку молока. И тогда Василёк осмелился и попросил у мужчин бумагу. И они без слов протянули парню несколько чистых листов.

-Смотри, Лариска, что я раздобыл! - с гордостью сказал Василёк и показал бумагу. - На всех хватит. Теперь будем писать не на газетах, а на чистых листах.

-Ого! - воскликнула с восхищением цыганочка.

-Осталось чернил наварить, - добавил Вася, - можно в школу идти.

И они вместе пошли домой, довольные и радостные.

***

Несмотря на все трудности, дети и взрослые не унывали. Они чувствовали себя счастливыми, потому что наступил мир. Он верили в светлое будущее и работали на общее благо, не жалея себя.

Начало. Читайте: Алла.

Продолжение.