Есть у меня книга, "Обед для Льва" называется. В оглавлении написано, что это изданные рецепты из кулинарной книги Софьи Андреевны Толстой.
Это была героическая женщина очень трудной судьбы, на мой взгляд. Восемнадцатилетняя Софья, девушка из хорошей семьи, имеющая прекрасное образование и казалось бы все для спокойной жизни, выходит замуж за 34-летнего графа, известного писателя и ловеласа, и на протяжении всей жизни живет под гнетом этого мятущегося гиганта мысли и обычного домашнего тирана.
Софья Андреевна родила 13 детей, пятерых похоронила в младенчестве. Граф Лев Николаевич придерживался популярных в то время идей народничества. Жена рожала одного за другим, болела, кормилиц супруг не одобрял, и детьми особо не интересовался, а в конце жизни и вовсе надумал отписать имущество и деньги крестьянам, минуя наследников.
Чтобы как-то влиять на мужа, не позволить ему совершить вредное для семьи действо, Софье Андреевне приходилось угрожать ему суицидом и даже ...демострировать готовность.
В конце жизни Лев Николаевич окончательно разочаровался в жене - матери восьмерых своих детей, ибо она не разделяла его новые ценности нравственной нищеты и ушел бродить по свету с карамелькой за щекою котомкой и в лаптях.
Когда супруг в дороге подхватил крупозное воспаление легких и жена приехала на станцию Астапово, где в доме начальника поезда умирал Лев Николаевич, он ее видеть не захотел.
А поклонники Толстого обвиняли Софью Андреевну, что она была далека от филосовских воззрений гения, и это омрачало его жизнь. О как!
Я уверена, родив 13, пятерых похоронив и восемь вырастив, о филосовских воззрениях вспоминаешь только когда муж из дупла вылез и на глаза попался.
Или это Менделеев в дупле сидел?
Да, это Дмитрий Иванович так чудачил.
Этого бы счастья, да тем поклонникам по полной миске.
История жизни Софьи Анреевны многоранна и интересна, и всегда ...всегда возникает у меня один вопрос. Как она все успевала?
Вроде в благополучном детстве жизнь ее к этому не готовила): она учила крестьянских детей в построенной мужем школе, бесконечно переписывала рукописи мужа-гения, контролировала сельское хозяйство - это давало доход, шила и вышивала, рожала - растила детей и конечно же домашнее хозяйство вела и контролировала сама. Это и сейчас порой не мармелад, а в прошлые времена это была объемная сложная и трудоемкая работа.
Листая книгу, интересно сознавать, что это ходовые рецепты конца 19 века.
Лев Николаевич был вегетарианцем, разносолами не интересовался, кашу любил, финики, фрукты, а вот семья "щи лаптем" не хлебала)). Тетрадь с рецептами это подтверждает.
Рецепты Софьи Анреевны ранообразны, разнообразны и продукты. Большая часть тетради - это сладкие блюда, оно и понятно при таком количестве детей и муже сладкоежке .
Ох! Хотела коротенечко написать, опять не получается. Увлеклась....
Давайте про пастилу. Как ее готовили для Льва Николаевича.
В книге два рецепта.
Вот так. Все просто. Взбить веселкой и на легкий дух после хлебов. Где-то у Салтыкова-Щедрина мне попадалось прочитать про мальчишку, которому "обязанностью было" весь день взбивать пастилу. Это же не одна порция. Это объемные летние заготовки. Как летом потопаешь, так зимой и полопаешь).
Мне мальчишку было жаль...
Как видим, рецепты совпадают, только в этом рецепте всего в два раза больше. Наверное Мария Петровна Фет сразу двух мальчишек с веселками имела возможность усадить за работу.
Обратимся к современникам и их рецептам.
Я сравнила пропорции, получается что для Льва Николаевича в пастилу клали почти в полтора раза больше белков и меньше сахара. Это правильно. Лишний сахар - яд!
Вот так!