1918. Июнь, 11
Всероссийская конференция ВЧК приняла Положение о ЧК при областных, губернских и уездных Советах.
Местные ЧК создавались из «группы лиц, преданных делу революции и Советской власти» и располагали широкими полномочиями – от борьбы с контрреволюцией и спекуляцией, наблюдения за местной буржуазией, иностранцами и шпионами иностранных государств до «строжайшего наблюдения за проведением в жизнь декретов и распоряжений Советской власти». К концу 1918 были образованы 40 губернских и 356 уездных ЧК.
[Лубянка. С.9.; Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. М.: Политиздат, 1986. Кн. 2. С. 345.]
1918. Июнь, 11
Опубликован декрет ВЦИК об организации комитетов бедноты, которые фактически подменили демократически избранные местные Советы.
Главной задачей этих комитетов была помощь местным продовольственным уполномоченным в отыскании и изъятии у кулаков запасов зерна. Комбедам поручалось распределение предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.
Считается, что этот декрет спас советское правительство от восстания крестьян по всей стране. Каждая деревня оказалась ввергнута в собственную внутреннюю борьбу, и это сделало невозможным общее крестьянское движение против советского правительства.
По материалам газеты «Известия»:
26 июля Усть-Сысольский уездный исполком обязал все волостные исполкомы немедленно реализовать этот декрет. К концу августа комбеды были созданы во всех волостях Усть-Сысольского и Яренского уездов. Первой их акцией была массовая конфискация хлебных запасов и введение централизованного распределения продуктов питания. Затем (к ноябрю 1918) была проведена принудительная национализация частновладельческих, монастырских и церковных земель.
[М. В. Коняева, Н. М. Коняев. «Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953»; Известия». 1918. 11 июня.]
1937. Июнь, 11
В специальном судебном присутствии Верховного суда Союза ССР состоялось слушание дела по обвинению в шпионаже и государственной измене командующего войсками Приволжского военного округа, 44-летнего маршала Михаила Николаевича Тухачевского; командующего войсками Белорусского военного округа 44-летнего командарма 1-го ранга Иеронима Петровича Уборевича; командующего войсками Киевского военного округа 40-летнего командарма 1-го ранга Ионы Эммануиловича Якира; начальника Военной академии 49-летнего командарма 2-го ранга Августа Ивановича Корка; 39-летнего комкора Виталия Марковича Примакова; 44-летнего комкора Витовта Казимировича Путны; 42-летнего комкора Роберта Петровича Эйдемана; 46-летнего комкора Бориса Мироновича Фельдмана.
Все подсудимые признаны виновными и приговорены к расстрелу. Расстреляны в ночь на 12 июня. По всей стране шли стихийные митинги и демонстрации с требованиями смертной казни для «грязной банды шпионов». Требования демонстрантов были запоздалыми – всех осужденных уже успели расстрелять.
Начало массовых арестов в армии. Всего в течение 1937–1938 было репрессировано не менее 32 тысяч военнослужащих РККА – от маршалов до рядовых.
[М. В. Коняева, Н. М. Коняев. «Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953»; «30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7).]
1938. Июнь, 11
Расстрелян князь Александр Владимирович Голицын.
Александр родился в 1908 году в имении под Ливнами Орловской губернии первым ребенком в семье князя Владимира Владимировича Голицына, служившего в Ливенском уездном земстве, и дочери безземельного крестьянина Орловской губернии. С 15 лет жил в Москве, мечтал об актерской деятельности, учился в ГИТИСе и ВГИКе.
В 1929 — лишен избирательных прав, позднее был в правах восстановлен. Арестован ночью 2 ноября 1933 в Москве дома вместе с мужем младшей сестры князем Петром Петровичем Урусовым.
Перед ними в октябре были арестованы двоюродные братья Алексей Львович Бобринский и Владимир Михайлович Голицин, по делу № 2794 «Намерение совершить покушение на т. Сталина».
Из воспоминаний сына, Владимира Александровича Голицына:
Александр Владимирович получил три года в сибирских лагерях. Срок отбывал на станции Яя Западно-Сибирского края. С начала 1936 года был расконвоирован и имел свободный выход в город, где познакомился с молодой учительницей Дарьей Яковлевной Кротовой, дочерью раскулаченного сибирского землевладельца По ее ходатайству, устроился в местный клуб руководителем драмкружка Они поженились. В феврале 1937 после травли в школе Дарья Яковлевна вынуждена была уехать, тем более, что ждала ребенка, в Б-Бирикуль, где их никто не знал...
Провожая жену, Александр Владимироваич сказал, что сам с ней ехать не может для ее же и будущего ребенка спокойствия, а попробует через некоторое время уехать в Томск. Его последние слова при расставании были:
— Никому и никогда не говори обо мне. Меня не ищи, я сам тебя найду, если возможно. Когда родится сын — назови Владимиром, а если родится дочь, то Ириной, это наши родовые имена. Помни всегда и везде то, что я тебе говорил. В случае необходимости, ты адрес знаешь. Но, прошу тебя, это в случае крайней необходимости...
В сентябре 1937 года Александр Владимирович уехал в Томск, поступил в городской театр, работал под сценической фамилией АЛВЕГОВ (Александр Владимирович Голицин).
Но 31 января 1938 года был арестован со своей младшей сестрой Ольгой. а уже 4 февраля 1938 года было закончено следствие, и все они были приговорены к расстрелу.
17 января 1938 — расстрелян Петр Петрович Урусов.
5 марта 1938 — расстреляна Ольга Владимировна Урусова-Голицина.
11 июля 1938 — расстрелян Александр Владимирович Голицын.
О том, что у него родился сын, Александр Голицын так и не узнал.
Владимир Александрович Голицын живет в Москве. По профессии инженер-механик, заместитель главного инженера ФГУП МЗЭМА. С 1960 принимал участие в разработке и изготовлении приборов управления ракетно-космических систем. Занимается генеалогией рода князей Голицыных, ведет активную общественную работу в качестве председателя Международного союза дворян, автор книги стихов. Он несколько раз посещал Томск, был гостем музея.
В 2016 года в Томске на здании дома по улице Загорная, 66 были установлены таблички проекта «Последний адрес» памяти А. В. Голицына и его сестры О.В. Урусовой-Голицыной.
В 1991 году студией Западно-Сибирской кинохроники был снят фильм «Конец дворянского гнезда», автор сценария и режиссер Валерий Новиков:
О неизвестной историкам трагической странице Гулага. В Томск были сосланы, а затем уничтожены потомки старинных дворянских родов — Голицыных, Ширинских-Шихматовых, Урусовых и других, единственным преступлением которых перед властью были громкие фамилии.
Источники:
- Материалы из архивно-следственного дела 1933 года на А.В. Голицына, П.П. Урусова и других;
- Архив УФСБ по ТО. Д. П-5390;
- Голицын С. М. Записки уцелевшего. — М.: "Вагриус", 2006. С. 15, 81, 155, 165–167, 183–184, 349, 392, 607, 727;
- Видеозапись воспоминаний В.А. Голицына, сына А.В. Голицына;
- Архив музея.
1953. Июнь, 11
Вынесен приговор Томским облсудом по обвинению в антисоветской агитации:
- А.И. Гольштейну, 1912 г.р., преподавателю немецкого языка в школе;
- Альбину Рубиновичу Айзенштейну, 1911 г.р., старшему инженеру Томского инструментального завода,
- Самуилу Львовичу Зиссеру, 1921 г.р., скрипачу филармонии,
- Кларе Адольфовне Зиссер, его матери.
Обвинены в том, «говорили о дискриминации евреев в СССР, агрессивной политике Советского Союза, высказывали мнение, что взрыв в советском представительстве в Израиле — провокация СССР для прекращения дипломатических отношений».
Самуил Львович Зиссер приговорен к 25 годам ИТЛ, Гольштейн, Айзенштейн и К.А. Зисер — к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах.
[ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 94064. // 58-10. Надзорные производства прокуратуры СССР. Аннотированный каталог. Март 1953–1991. С.138; Книга памяти Томской области]
1957. Июнь, 11
Арестован Владимир Архипович Рябов, 1934 г.р., плотник дорожного отряда № 132 в селе Белый Яр Верхнекетского района, образование начальное, ранее был судим.
Обвинен в том, что после освобождения из лагеря неоднократно призывал рабочих бригады к выходу из советского гражданства, в апреле 1957 кричал: «Да здравствует Эйзенхауэр и Чай-Кай-Ши, долой руководителей партии и правительства!».
2 сентября 1957 осужден по статье об антисоветской агитации (58-02 УК РСФСР) к 7 годам лишения свободы.
Реабилитирован в августе 1966.
[ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 79459. // 58-10. Надзорные производства прокуратуры СССР. Аннотированный каталог. Март 1953–1991. С.363; ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2538. Л. 168.]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.