Найти тему

ПРО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Некоторое время назад выложил заметку о том, что у психолога нет лекарств, скальпеля или бор-машины, поэтому цитирую: «Пока сам человек не начнёт что-либо делать, психолог бессилен».

Фраза построена, видимо, не очень удачно, поэтому её можно прочитать как отказ от ответственности. Мол, если результата нет, так это клиент виноват, сам ничего не хотел, а я, психолог, ващще весь в белом и нечего тут.

На самом же деле, всё строго наоборот. Поскольку суть работы с психологом — это нейрокогнитивное переобучение (изменение нейронных ансамблей мозга с помощью когнитивных методов), то вся ответственность за процесс лежит на психологе.

Это старый преподавательский принцип — всё зависит от тебя. Как бы ни шёл урок, чтобы ни происходило — это всё твоя работа и твоя забота.

Я две четверти отработал в школе (начальные классы), когда учился на четвёртом курсе ВУЗа. У меня в одном из классов был ученик, который катастрофически мне мешал. По началу я пытался его призвать к порядку, но всё было бесполезно. Местами он доставал так, что хотелось выть.

К счастью, я спохватился, вспомнил, что всё в классе — это моя ответственность, и начал искать ключик к этому школьнику.

Нашёл. Мальчику нужно было внимание и когда он его получил, всё закончилось. Я стал чаще обращаться к нему за поддержкой («А ты как думаешь?»), стал чаще смотреть на него. Даже несколько раз вёл урок, сидя рядом с ним за партой (не весь урок, только части).

Так и во время занятия с посетителем. Если он не выполняет домашние задания, значит, я неправильно подобрал их. Или плохо объяснил методику выполнения. Или посетитель не понимает, как эти задания связаны с его жизненными задачами. Или задания слишком тяжелы. Или ещё что-нибудь.

В любом случае, ответственность лежит только на мне — это я обязан найти ключик и сделать процесс эффективным для вот этого конкретного человека (или пары) напротив меня.

Активность клиента, о которой я писал в прошлый раз — это его дело. Моё дело — вызвать эту активность (если её нет), создать условия и так далее.

Просто речь шла о том, что переобучение не работает, когда человек сам ничего не делает. Моя задача — вызывать в нём интерес к таким действиям. И если интереса нет — значит, я не справился.

Кстати, сама идея нейрокогнитивного переобучения вместо «терапии» (которая переводится как «лечение) — это уже способ включить активность посетителя. Включить ещё на этапе заочного знакомства с психологом.

Глядя на это монструозное называние из четырёх корней, человек понимает, что здесь будет какое-то обучение, значит, ожидаются какие-то усилия с его стороны. Представления о работе с психологом уже на этом моменте немного уточняются и приближаются к реальности.

Надеюсь, удалось прояснить этот момент.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Все заметки ТИПАБЛОГА можно найти здесь – #типаблог_зыгмантович